Психологическая консультация  
Контакты Профи

Истоки неуверенности в себе

Одна из самых распространенных причин человеческих сложностей, связанна с неуверенностью в себе, в своих способностях и силах. Наверно каждому знакомо чувство неуверенности. Оно может проявляться страхом, страхом проявить себя, высказать оригинальное мнение, позволить себе спонтанность, выразив себя или свои чувства, свой порыв. Часто неуверенность в себе проявляется как стыд или ощущение своей неадекватности, полной уверенности, что ты «не»…(нравишься, справился, достоин, прав, хорош и т.д.). Неуверенность в себе – гораздо более широкое и важное понятие, нежели принято думать. Это и свойство личности и состояние. В основе формирования такого свойства лежит Я-концепция, состоящая из представления человека о самом себе, его эмоциональногоотношения к своим качествам и потенциальных поведенческих реакций. При этом уровень уверенности прямо связан с эмоциональностью, высокой самооценкой, спонтанностью, и обратно связан с тревожностью. Т.е. уверенность тем сильнее, чем более человек эмоционален, спонтанен, и чем менее тревожен (или наоборот – чем больше уверенность в себе, тем меньше тревожность). Чувству неуверенности также сопутствуют чувства вины и стыда, и наоборот уверенные в себе люди относительно свободны от вины и переживания стыда. Характерными признаками неуверенности в себя являются ощущение скованности и зажатости, невозможности и неспособности проявить именно то, что хочется (поступок, высказывание, потребность, интерес и т.д.). В большей или меньшей степени такие чувства, испытывает каждый человек. (Конечно есть исключения). Почти все, даже уверенные и успешные, коммуникативно, интеллектуально или иначе одаренные люди, те о которых «такого никогда не подумаешь», хорошо знакомы с этим чувством. Они также испытывают дискомфорт и скованность, болезненные переживания своей неадекватности.Попробуем разобраться, откуда возникает неуверенность в себе, где ее истоки и почему столь непохожие люди обладают столь схожими психологическими состояниями?

Нечто общечеловеческое
«Водном индивиде представлен весь род человеческий. Он- индивид со своими особенностями и в этом смысле уникален;  и в то же время он носитель всех характерных свойств человеческого рода.  Его индивидуальная личность  определяется особенностями человеческого существования, общими всем людям.
Поэтому рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать рассмотрению личности». (Эрих Фром). Человек занимает в природе уникальное место. Человек самое слабое и неприспособленное животное, у него самый долгий период адаптации новорожденного, менее всего физической силы и естественных средств защиты и нападения – когти, зубы, мышечная сила. Но такая физическая слабость и уязвимость изначально послужила толчком для развития человека и для возвышения человека над природой. Можно сказать , что именно с момента обособления от природы начался непосредственно человек. До этого момента человек отождествлял  себя с окружающим мором, не выделял себя, как отдельного существа. Поднявшись над природой, выделившись, человек смог осваивать
природу, поставить ее себе на службу, в результате родилась человеческая цивилизация. Человеческая культура создана для обеспечения безопасности и удовлетворения потребностей, построение культуры стало возможным, благодаря возвышению человека над природой. Но, овладев природным вещественным миром, человек утратил причастность и принадлежность к природе. Он оказался изолирован от тех сил, которые прежде давали ему уверенность и чувство надежности, но одновременно ограничивали его в развитии. История развития цивилизации - это история процесса развития индивидуальности и как следствия обособления, возрастания чувства изоляции. Получается, что процесс развития человечества носит двойственный характер: с одной стороны человек становится более сильным, увеличивает свою мощь, с другой стороны он все менее имеет оснований для своего существования внутри природы, становится более открыт чувству неуверенности и изоляции.
Ребенок, находящийся в утробе матери, первобытный человек, отождествляющий себя со своим племенем и силами природы, житель средневековья, находящийся под жестким контролем своей общины и церкви, все они связаны «первичными» узами, которые «предполагают отсутствие индивидуальности»(2), ограничивают индивидуальность, но одновременно дают уверенность и стабильность.
 
Изоляция
Рождаясь, ребенок покидает уютный пристанище внутри матери, он становится отдельным целым. Но в процессе своего развития, ребенок еще долго остается слитым с матерью воедино эмоциональными связями. Эти связи органичны и являются важным условием для здорового формирования личности. На первых годах жизни, ребенок не проводит границы между собой и миром, он не ощущает своей отдельности от окружающих людей. Чувство своей отдельности, индивидуальности является результатом развития и опыта, оно возникает позднее, примерно на четвертом году жизни. Для иллюстрации этого явления очень хорошо подходит такой пример: « Бабушка повела внуков – 3 и 7 лет, выбирать маме подарок на день рождения, мальчик трех лет купил маме игрушечную машинку, а семилетний – вазу». Здесь дело не в том, что младший брат эгоист, а в том, что ребенок пока не осознает отдельность маминого существования и следственно наличие у нее иных интересов. Он воспринимает ее как часть себя, и считает, что ей также как и ему, будет интересна машинка. В процессе развития, овладения своим телом и разумом, ребенок начинает осознавать себя как отдельное существо, появляется индивидуальность. Можно сказать, в этот момент он действительно появляется как человек. Ребенок осознает свою отдельность от окружающих. На данном этапе и появляются противоречия между его собственными желаниями и желаниями взрослых. Таких противоречий прежде быть не могло, так как подчинение другим было тем же что и выполнение своих собственных желаний. Развитие ребенком компетентности, своей силы и способностей опять же носит двойственный характер. С одной стороны появляется и развивается самосознание, развивается индивидуальность, с другой ребенок утрачивает принадлежность к миру. Он больше не часть той стихии, которая прежде сдерживала его развитие, давая безопасность. Эта отделенность от мира, который в сопоставлении с самим собой кажется таким несоразмерно громадным, могущественным, а часто опасным и враждебным, приводит к ощущению своей ничтожности, вызывает страх и неуверенность в своем существовании. Таким образом, процесс индивидуализации имеет и позитивныйи негативный характер. Позитивный характер заключается в развитии своих сил и способностей, в становлении своей индивидуальности, а негативный, в потере органической принадлежности к окружающему миру, и в следствии к чувству изоляции, неуверенности и страха.Та же самая двойственность характерна и для развития человеческой цивилизации, как социального организма. Первобытный человек не представлял себя вне природы, он был ее частью. Воспринимал силы природы как разумные и могущественные существа. Вспомним языческих богов, Ярило – бог солнца, Даждьбог - сила дождя, Стрибог – бог молнии. Не существовало идеи овладения природой, подчинения природы, потому что человек находился внутри нее. Средневековый человек не мыслил индивидуального существования,он жил в лоне церкви и находился под контролем своей общины, семьи, социальной группы. С одной стороны не существовало человеческой индивидуальности. Но с другой стороны, средневековый горожанин и крестьянинс рождения знали свое место, и границы своих возможностей, они были защищены от изоляции, неуверенности, необходимости, самостоятельно делать выбор и обеспечивать свое существование. Основатель динамической социальной психологии Эрих Фром, говорит об этом: «Пока человек был частью мира (а мы можем дополнить и сказать, пока ребенок был частью матери, средневековый житель частью своей общины), пока он не сознавал возможностей и последствий индивидуальных самостоятельных действий, он не испытывал никакого страха». С развитием индивидуальности, человек получает свободу, но одновременно теряет дающую безопасность погруженность в нечто большее, чем он сам. Отсюда появляется тревога, чувство неуверенности, шаткости своего существования. Таким образом, истинное рождение человека, происходит в момент осознания им своей индивидуальности, но в этот же момент, человек осознает и то, что он уже не органическая часть от мира, осознает свою в сравнении с миром ничтожность. Т.е существование человека неизбежно связано с неуверенностьюи изоляцией. Что же делать, если «первичные» узы, утрачены, если ребенок перерос связь через отождествление, а общественный коллективизм преобразован в индивидуализм, и налицо тревога и неуверенность?Бесконечно выносить тревогу и неуверенность индивидуального существования – невозможно. И индивид старается обрести уверенность и причастность, устанавливая качественно новые связи с миром. Это уже не те узы, связывавшие ребенка в утробе матери, когда они были единым целым - это связь на основе индивидуальности и сознательной открытости по отношению к миру. В процессе развития индивидуальной силы и независимости, ребенок получает возможность обучаться новым связям на основе солидарности, искренних чувств. Они характерны для независимой и развивающейся личности. Не ограничивая индивидуальность, такие связи наоборот способствуют ее развитию.Рассмотрим, почему человеку необходимо устанавливать связь с окружающим миром.Современное представление инстинктивных потребностей выдвигает в качестве основной потребности – потребность в причастности, связи с другими людьми. Также как неудовлетворение потребности в еде или питье может в итоге привести к смерти организма, так неудовлетворение потребности в общности, может привести к необратимым последствиям для психики человека, его личности. Т.е. одиночество действует на личность так же разрушительно, как жажда на организм. Решающее значениеимеет не физическое, а душевное одиночество. Человек может физически быть один, и при этомощущать сильную душевную связь с другими людьми. Например, отшельники, живущие в контакте с Богом, или философы, мыслители, созидающие во имя человечества. И наоборот, человек может быть окружен людьми, и при этом ощущать страшную пустоту и одиночество, не чувствовать принадлежности к окружающему миру. Физическое одиночество разрушительно, только если оно сочетается с душевным одиночеством. Если сравнивать положение человека пятьсот лет назад с положением современного человека, то становится очевидно, что потребность в причастности у средневекового человека удовлетворялась без каких либо усилий, тогда как современный человек изолирован и разобщен с себе подобными. Построение связей с миромУ ребенка, формирование качественно новой связи с внешним миром, является следствием гармоничного развития, в процессе которого, развивается внутренняя сила, творческая активность, открытость и спонтанность по отношению к окружающим. Эта новая связь является основанием для уверенности, и когда ребенок станет взрослым, проявится в виде солидарности с другими людьми, искренней любви и творческой работы. Отсутствие же таких связей и причастности является предпосылкой неуверенности. Не всегда развитие ребенка протекает гармонично - воспитание, характерное для нашей культуры очень часто препятствует синхронному развитию индивидуальности и спонтанных связей с миром. Такими особенностями воспитания, которые блокируют развитие новых связей являются:непоследовательность воспитания акцент на послушание со стороны ребенка контроль и господство родителей над ребенком. Непоследовательность воспитания в западной культурепроявляется в неожиданной для ребенка смене отношений и поведения со стороны родителей. На раннем этапе воспитания, для современного воспитания характерна эмоциональная близость между ребенком и матерью и удовлетворение эмоциональных потребностей. Но, при достижении ребенком определенной зрелости, родители начинают вводить запреты. Содержание запретов зависит от стандартов общества, и конкретной семьи, но независимо от содержания, запреты вводятся авторитарно - это условие, которое должно быть выполнено. Развитие, которое начиналось так позитивно, сворачивает на неконструктивный путь. Ограничения вводятся слишком рано, чтобы сознание ребенка могло выработать к этим ограничениям адекватное отношение. У ребенка возникают сомнения, будут ли родители продолжать удовлетворять его эмоциональные потребности, уже сформированные прежними отношениями, если он нарушит запрет. Более того, у ребенка возникают сомнения, в том можно ли доверять родительской любви, если она непостоянна и по непонятным причинам может сменяться отвержением, холодностью, контролем. Эти процессы и переживания осознаются ребенком лишь частично и большая часть душевных событий происходит бессознательно. В результате ребенок не знает, может ли он доверять родителям. Такие дети, как правило, вырастают изолированными, недоверчивыми и тревожными. Акцент на послушание со стороны ребенка в российском воспитании является чрезмерным. Причем родителями прилагаются усилия для возникновения у ребенка чувства вины и стыда при непослушании, проявляется более или менее выраженное отвержение ребенка. Таким образом, со временем у ребенка вырабатывается уже внутренний механизм, который запускает чувства вины и стыда, если он не соответствует требуемым критериям. Вырастая, такой ребенок будет бессознательно ожидать отвержения, в случаях несоответствия усвоенным, уже ставшим внутренними, стандартам, и испытывать при этом мучительные вину и стыд. Контроль и господство родителей над ребенком являются привычными для нашего общества, и поэтому кажутся естественными и необходимыми для полноценного воспитания. Однако существуют культуры, где такого господства над ребенком нет. Например, в некоторых племенах и по сей день ребенка воспитывают исходя из его желаний, и воспитатели во всем, что не угрожает жизни ребенка следуют за его деланиями. Родительский контроль создает атмосферу принуждения и ограничивает естественное стремление ребенка расширять и развивать свою личность.Но личность является не только продуктом семейного воспитания, но и продуктом социального развития. Так как не только система воспитания, но и сама семья сформированы обществом, необходимо рассмотреть социальные факторы формирования неконструктивной общности. «Определенные факторы, действующие в современной индустриальной системе,…способствуют развитию такой личности, которая ощущает слабость и одиночество, тревогу и непрочность положения». Эрих ФромРазвитие общества также предполагает одновременно с развитием индивидуализма параллельное развитие солидарности и новой связи между людьми, на основе творческого труда на общее благо. Но как развитие ребенка подвержено влиянию негативных факторов, также и общество в процессе своего развития сталкивается с множеством опасностей и сложностей, поворачивающих это развитие на неконструктивный путь. В результате между членами общества развиваются отношения препятствующие установлению спонтанных связей и обретению уверенности.
 
Культурные факторы, способствующие изолированности членов общества друг от друга.
  • Установка на соперничество
  • Безусловная ценность успеха
  • Отсутствие единства и стабильности культуры

Установка на соперничество в достижениях способствует установке «каждый сам за себя», и что хуже того установке «они против меня». Если человек вынужден соперничать с другими людьми, то другие уже не могут быть его товарищами. На поверхности это может постулироваться и приниматься как не окрашенный эмоциями факт, но бессознательно соперничество ведет к враждебности, разобщенности, чувству постоянной опасностии как следствие неуверенности. «…Соперничество и потенциально сопутствующая ему враждебность охватывают всю сферу межличностных отношений. Соперничество – один из главных факторов, влияющих на взаимоотношения в обществе. Оно охватывает взаимоотношения между мужчинами, и между женщинами; является ли предметомсоперничества популярность, компетентность, привлекательность или любая другая социальная ценность, соперничество в значительной мере мешает установлению надежных дружеских отношений. Оно так же, как указывалось, нарушает отношения между мужчинами и женщинами, не только приводя к неправильному выбору партнера, но и порождая постоянную борьбу, которая ведется с партнером за господство.

Соперничество охватывает всю семейную жизнь. Возможно, важнее всего, что оно охватывает семейные отношения, так что, как правило, ребенку прививается микроб соперничества с самого начала». Даже любовь зачастую используется не для установления солидарности, спонтанной связи и преодоления, таким образом, изоляции, а для повышения своего статуса, социального престижа (выбор социально привлекательного партнера), достижения большего могущества.
Для нашей страны соперничество и внутрисоциальная враждебность имеет особые основания и долгую историю.

Репрессивная политика и авторитарный строй насаждали враждебность и агрессию в социальные отношения, усиливая разобщенность общества, и изолированность его членов. Достаточно вспомнить коммунистические соревнования за звание лучшего, передового (колхоза, цеха, организации), образцового. В период сталинских репрессий изоляция и внутрисоциальная враждебность активно стимулировалась силовыми структурами, и постулировалась на идеологическом уровне. Когда не только поощрялось, но попросту требовалось доносить, т.е. обрекать других. Часто доносы были условием собственной безопасности. В такой обстановке люди разобщены, они не доверяют друг другу, чувствуя угрозу, исходящую от других людей, они не могут реализовать свою потребность в общности, связи с другими, так как доверие и открытость несут прямую угрозу.

Безусловная ценность успеха-определяет место человека в обществе через наличие или отсутствие у него успеха. В нашем обществе уважение человека и его ценность определяется его успехом. При коммунистическом строе, успехом было достижение власти, так как это был единственный способ достижения безопасности, в последние десятилетия коммунистического строя почти наравне с властью ценились социальные достижения. Обратите внимание на то, что в общественном сознании критерием ценности человека являлось наличие успеха. То есть если человек достиг чего-то во властной структуре или значительно продвинулся по социальной лестнице, то это «стоящий человек», а если нет то, он «ломаного гроша не стоит». В настоящее время главенствующим стал экономический успех. Как раньше наличие власти, социального престижа обуславливали ценность человека, так теперь ценность личности зависит от экономических достижений. Т.е. добившись успеха, индивид получает право на самоуважение, и ощущение своей ценности. Неизбежно, каждый человек переносит такое отношение к окружающим и на самого себя, т.е. человек начинает воспринимать себя как объект рыночных отношений. Он оценивает свои качества исходя из их рыночной (политической, социальной) ценности. Теперь он выступает и как продавец, и как товар. Такое отношение к себе негуманно и способствует как изоляции от самого себя, и своих истинных чувств, так и отчужденности от себе подобных, невозможности установить позитивную связь с окружающими.

Отсутствие единства и стабильности культуры проявляется в противоречивых и оторванных от реальности убеждениях и верованиях господствующих в обществе. Наиболее ярко эти характеристики проявляются в следующих культурных убеждениях.

Убеждение, что индивидуальные усилия индивида, направленные на материальное благосостояние, способствуют благосостоянию общества в целом. Это убеждение способствовало ощущению общности, в то время когда каждый человек стремился к успеху, и соперничал за этот успех. На этапе становления современной экономической системы – так и было, индивидуальные усилия действительно способствовали экономическому развитию общества. Но на современной стадии развития индустриальной системы, на стадии монополий все усилия простых служащих, которых огромное большинство служат лишь для обогащения очень малой прослойки общества – меньшинства. Такое положение дел не способствует развитию общества, ни социальному, ни экономическому.

Рационализм, противоречит истинному положению человека. Противоречие возникает между убеждением, что человек является существом сугубо рациональным, и может принимать решения на основе фактов и здравого смысла, и реальностью, которая состоит в том, что силы движущие человеком, очень редко являются рациональными. И решения, которые человек принимает, основываются в основном не на рациональных мотивах. Рационализм как ценность способствует отчуждению человека от своей сокровенной внутренней жизни, отрицанию всего, что не является рациональным, что нельзя объяснить с помощью естественных наук. Понимание человека в качестве Homo rationale- человек рациональный, усиливает внутриличностные противоречия индивида, а также ощущение неадекватности и несоответствия принятому стандарту.
Теоретическое представление о том, что каждый человек способен добиться успеха с помощью своих собственных усилий. Если ты обладаешь социально значимыми качествами (в разное время это были разные качества) ты решителен и умен, товсе блага тебе доступны. Так говорит общество индивиду. В действительности возможности являются очень ограниченными. Налицо явное противоречие между якобы существующими возможностями и реально существующими ограничениями.

Карен Хорни так говорит об этом: «Общество говорит индивиду, что он является свободным, независимым и может строить свою жизнь в соответствии со своей собственной свободной волей; «великая игра под названием жизнь» открыта для него и он может получить все , что хочет если умен и энергичен. В действительности эти возможности ограниченны…

В результате индивид колеблется между ощущением безграничного могущества в определении своей собственной судьбы и ощущением полной беспомощности».

И, наконец, главное противоречие заключается в том, то имеющие наличие ценности, принятые в обществе, противоречат условиям существования самого общества. Например, соперничество и возникающая вследствие внутрисоциальная враждебность,и отчужденность расшатывают саму основу общества, разъедают социальные связи и общность.

Господствующий, ярко выраженный индивидуализм, отстаивание только своего интереса противоречит еще однойхарактеристике общества - наличию общих социальных ценностей и интересов, смыслового и семантического единства. Уровень уверенности индивида зависит от стабильности и однородности культуры. Наша культура имеет в себе все вышеперечисленные признаки разобщенности. Индивид в такой культуре страдает от чувства своей неадекватности, чувства бессилия, неуверенности, тревоги. Современная социальная и культурная ситуация в России еще более способствует появлению неуверенности. На данный момент отсутствуют общественные ценности, отсутствует единство ценностных и смысловых установок. Например, при коммунистическом строе была ценностная идеология, т.е. были четкие ответы на вопросы – кто мы? что мы делаем? и - к чему стремимся? (т.е. наша цель). Правда, при коммунистическом строе постулировались фальшивые ценности, т.е. говорилось одно, а делалось совсем другое. В данный момент все прежние культурные и социальные ценности отменены, а новых нет. Общество оказалось в положении человека с амнезией – без истории, без опыта, без понимания себя, своих ценностей и целей. Отсутствие ответов на вопросы о ценностях, целях, о том, что же мы - лишает опоры, той, которую дает принадлежность к культуре, того общего фундамента, на котором каждый выстраивает уже свои индивидуальные цели и ценности. Без такого единства выстроить индивидуальные цели так же трудно как построить здание без фундамента. К выше перечисленным причинам изолированности, отчужденности и неуверенности человека (установка на соперничество, безусловная ценность успеха, отсутствие единства и стабильности культуры), добавляется самый по нашему мнению важный фактор – отсутствие общественных ценностей и целей, «ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить». (Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы»).

Ситуация ценностного вакуума усиливает разобщенность людей (нет общей почвы для связи), тем самым увеличивая неуверенность и чувство собственного бессилия.
 
 
Статья Матвиенко Ксении Борисовны

назад к списку статей

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30