Психологическая консультация  
Контакты Профи

Как и зачем развивать творческие способности ребенка

Наталья Мелешкова

Сегодня мы поговорим о том, что такое творческие способности, как они формируются и для чего нужны. Взрослые получат советы, что делать, чтобы ребенок раскрыл свой потенциал, а также как избежать ошибок и заблуждений на этом пути.

Итак, творческие способности – это умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с эмоциями, мышлением и личностью человека и включают в себя целый ряд навыков и свойств. Чтобы творческие способности были полноценными и принесли человеку пользу, нельзя пропустить ни одно звено в длинной цепи их формирования.

Основной «строительный материал» творческих способностей – это опыт. Доказательством тому служит биография любого известного человека. Это и влияние Арины Родионовны на А.С. Пушкина, и три венских классика: Й. Гайдн, В. Моцарт и Л. Бетховен, нашедших единую гармонию в многообразном смешении музыкальных культур Австро-Венгрии, и Ф. Шопен, познакомивший Европу с польскими мазурками и полонезами. В своих произведениях все они обобщили, переосмыслили и модифицировали то, что их окружало в детстве.

Какой же минимальный опыт должен получить каждый ребенок, и как мы можем ему в этом помочь? Прежде всего, малышу необходимо активное исследование окружающего мира. Ему нужно копаться в земле и строить замки из песка. Вопреки тому, что почти все растения оказались на страницах красной книги, ребенку полезно собирать цветы, ягоды и ходить в лес за грибами. Позаботьтесь, чтобы ваш малыш увидел настоящих животных. Учитывая некоторые особенности жизни городских детей, ситуация, в которой они думают, что звери обитают в телевизоре, коровы выпускают стерилизованное молоко в картонных коробках, а батоны растут на деревьях, может стать вполне реальной. Поэтому необходимы игры на природе, поездки на море и лето у бабушки в деревне. На худой конец, организуйте посещение зоопарка.

Программа изучения окружающего мира изначально заложена в каждом ребенке. И он всеми силами пытается ее реализовать. Но для взрослых – это одна из самых нелюбимых сторон детского развития. Для них она чревата грязной и рваной одеждой после прогулок, обнаружением в гостиной банок с жуками, червяками и лягушками, а иногда и бинтованием разбитых носов и коленей. Очевидно, что предоставление возможности общаться с миром требует усилий, времени и внимания со стороны родителей. Чем вникать в дела малыша, гораздо легче посадить его в манежик, запретить пачкаться и внушить страх ко всему, что движется. Но постарайтесь быть честными перед самими собою и ответить: «Когда вы не даете ребенку возиться в грязи и лезть на дерево, вы действительно думаете о его безопасности, или все-таки больше унываете из-за новых домашних хлопот?»

Малыш должен познакомиться с достижениями той культуры, к которой он принадлежит. В этой связи хочу вам поведать смешную, но печальную историю. Недавно директор одного детского сада, находящегося на окраине Санкт-Петербурга, рассказала мне, что некоторые пятилетние дети за всю свою жизнь ни разу не были в центре города. Чтобы восполнить этот пробел, воспитателям пришлось показывать Петербургским ребятишкам фильмы про исторические места родного города.

Кроме общения с природой и культурным наследием предков, ребенок накапливает опыт взаимодействия с разными людьми. При этом тенденции огораживать ребенка от пагубного влияния бывшего мужа, вредной свекрови и нерадивых одноклассников встречаются сплошь и рядом. Иногда, во избежание ранения нежной детской психики в черный список отлученных от общения с малышом вносятся почти все, за исключением нескольких счастливчиков. Спору нет! Уделять внимание тому, с кем и как общается ребенок необходимо! Но помните, что каждому из нас в течение жизни приходится сталкиваться со множеством людей в разных ситуациях. И чем больше народу находилось рядом с нами в детстве, тем шире наш репертуар поведения. Таким образом, мы приобретаем творческий подход в общении. Мы становимся способными находить новые способы коммуникации, быть гибкими и понимать разные точки зрения.

Пытаясь защитить ребенка, важно не перегнуть палку и не начать спасать и беречь его от его же собственной жизни. Когда мы слишком сильно волнуемся за детей, наши чувства передаются им. Из-за этого мир вокруг них начинает казаться полным опасностей и неприятностей. Капля за каплей у ребенка пропадают любопытство, смелость и радость познания, а на их месте в душе поселяется страх посещения новых мест и встреч с людьми. В конце концов, дверь получения опыта перед ним закрывается, и фундамент построения творческих способностей начинает разрушаться.

Пусть вас также излишне не тревожит некоторая ветреность в сфере увлечений малыша. Не пугайтесь, если семилетний мальчик вчера хотел быть хоккеистом, сегодня футболистом, а на завтра наметил себе карьеру эстрадного исполнителя. Ребенку важно попробовать себя в разных сферах деятельности. А очень ранняя профессионализация отражает скорее амбиции родителей и преподавателей, чем потребности нормально развивающегося ребенка.

А теперь, давайте научим ребенка самостоятельно создавать новое, на основе того, что уже имеется в его распоряжении. Для этого существует целый ряд приемов. Например, разделите лист бумаги на четыре части и в каждой из них нарисуйте круг. Предложите ребенку создать четыре разные картинки, используя эти круги. То же самое можно делать и с другими геометрическими фигурами. Покажите ему, как комбинировать разные материалы в поделках и получать новые цвета, смешивая краски. Поищите вместе с ним неожиданное применение обычным предметам. Прочитайте сказку, а потом придумайте ее новый конец. Пусть ребенок интерпретирует пословицы и поговорки и пытается самостоятельно объяснять жизненные явления. Ну и, наконец, запаситесь мужеством и терпением и переживите вместе с малышом период «почемучки», отвечая на все его вопросы и поощряя задавать следующие.

Дети обожают изобретать новые слова, играть в несуществующих животных, мастерить из подручных материалов костюмы и самостоятельно сочинять сказки. Принимайте и одобряйте их идеи, даже если они кажутся вам неожиданными. На этом этапе важно, чтобы ребенок был неограничен в реализации своих фантазий и получал удовольствие от процесса свободного самовыражения.

Обратите внимание на то, как вы реагируете на преподнесенные вам детские подарки собственноручного изготовления. Когда ребенок рисует, лепит, сочиняет и строит, он стремится получить внимание близких. И иногда нескольких эпизодов небрежного обращения с работами малыша достаточно, чтобы он на всю жизнь запомнил, что то, что он делает никому не нужно. А так как юный творец, как впрочем, и творец любого возраста, связывает обращение людей с его рисунками и аппликациями с их отношением лично к нему, то он легко и быстро приходит к выводу, что и сам он никому не нужен.

Мы приучены постоянно давать и получать оценки: хорошо-плохо, красиво-некрасиво, молодец–не молодец. Но ребенку нужна не просто критика или похвала, а качественное описание его работ. Сделать это совсем не сложно. Например, посмотрите на рисунок и назовите использованные в нем цвета и типы линий. Такое реагирование на творчество ребенка научит его слышать в отзывах учителей, одноклассников и коллег смысл и содержание их слов, а не впадать в переживания из-за оценок.

Настал момент поговорить о том, что делать, чтобы ребенок смог реализовать свой творческий потенциал. Здесь обратим внимание на два момента. Первый - это содержание и предназначение творчества. Чтобы человек был счастлив, то, что он создает, должно быть востребовано окружающими. Поэтому спрашивайте ребенка, что он делает и для чего. Собирается ли он подарить кому-то свою новую работу или украсить ею комнату, играть с ней или использовать в хозяйстве?

Иногда мы заставляем детей постоянно чем-то заниматься, не вникая в то, нужно им это или нет. Лишь бы не бездельничали! Пока они загружены музыкой, уроками или спортом, мы за них спокойны и с чистой совестью отдаемся своим собственным делам. А вот у малышей появляется навык бесцельно использовать свое время и бездумно выполнять все, что угодно, во избежание наказания. Так что даже самые замечательные занятия навсегда теряют свою истинную ценность и превращаются в скучную рутину.

Обратимся ко второму моменту. Мне случается слышать рассказы родителей о нечутких к детскому творчеству учителях, не оценивших глубокий художественный замысел и снизивших оценку за несоблюдение формальных требований. Жизнь, конечно, у всех складывается по-разному! Но, все-таки, смею предположить, что в будущем этот ребенок будет воплощать себя не в диком лесу, а в определенном социуме. А социум всегда накладывает на человека ограничения, как это ни кажется печальным. Поэтому, необходимо, чтобы ребенок научился созидать, учитывая существующие вокруг него условия. Для этого одновременно с поощрением свободного самовыражения мы должны задавать определенные рамки реализации замысла малыша. Эти требования и границы могут быть самыми элементарными. Например, не выходить за края листа во время рисования, использовать какой-то один материал: гуашь, карандаши или акварель, написать сочинение на заданную тему, завершить работу в течение определенного времени.

В противном случае, сосредоточившись только на самовыражении без концов и границ, мы рискуем вырастить непризнанного гения, неспособного найти себя в жизни, но гордого в своей неспособности. Конечно, можно сослаться на тот факт, что нет пророка в своем отечестве, а творчество Баха и Шуберта было по-настоящему оценено потомками только после их смерти. Но все же большинство непризнанных гениев так непризнанными и остались, и всемирная история о произведениях их умалчивает. Так что подумайте, стоит ли без разбору обижаться на всех учителей и рядить их в формалистов??

Мы склонны приписывать творческие способности людям определенных профессий, ведущим богемный образ жизни: музыкантам, писателям, художникам. И кто-то из читателей воскликнет: «Зачем моему ребенку развивать эти творческие способности? Не хватало нам дома свободных художников!» Но в действительности та или иная профессия не является автоматическим гарантом наличия творческих способностей или их отсутствия. А пристрастие к богемной жизни доказывает скорее неорганизованность, чем творческую плодовитость. Можно встретить маститого художника, который много лет повторял один и тот же, когда-то подаренный маме, натюрморт. И вместе с тем на свете так много клерков и канцелярских работников, разнообразно и насыщенно использующих свое рабочее время и нахождение в четырех стенах офиса.

Бесконечные возможности для творчества существуют в самых разных сферах жизни: в собирании букетов и в бизнесе, в ремонте квартиры и приготовлении рождественских сюрпризов. И даже в отношении к собственному бракоразводному процессу! Творческий человек способен видеть, создавать и использовать эти возможности. Он похож на богатыря у распутья с картины Васнецова. Но, в отличие от былинного героя, он не стоит на месте. Потому что из предложенных ему трех путей, он создает свой, четвертый, по которому и отправляется в путешествие под названием «Жизнь».

Статья опубликована в журнале «Педиатрия для родителей», № 2 (14), 2008

назад к списку статей

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30