Психологическая консультация  
Контакты Профи

Заметки о современном подростке

Проблема или задача?

Заметки о современном подростке и его родителе.

К психологу часто обращаются как подростки, так и их родители с похожими вопросами:

- как сделать так, чтобы не было проблем со школой (в одном случае, чтоб не надоедали уроками и чтоб родители не давили контролем, во втором случае, чтобы хорошо успевал и не нуждался в постоянном контроле)

- как сделать так, чтобы не было проблем с друзьями ( в одном случае чтобы просто они были, поддерживали, любили и понимали, во втором, чтобы компания не была «дурная», чтобы не загуливался, и не тратил все время на друзей в реале и в Интернете)

- как сделать так, чтобы себя любил, и других не забывал….

Попробуем рассмотреть некоторые из этих вопросов. Итак

«Нужна ли мне школа? И если да, то зачем?»

или

Школа… Выживания

Бесконечные уроки, домашние задания, казалось бы ненужные знания… В тот или иной момент этим вопросом задавались и наши родители, и бабушки, и даже учителя, когда они были в школьном возрасте. Так зачем же все-таки нужна школа, если часто она приносит только мучения?

Когда-то, давным-давно на свете жили спартанцы. Их тело и дух закалялись в учениях, тренировках, в отрыве от семьи, дома, тепла. В раннем возрасте еще мало смыслящих будущих героев отрывали от матерей и отдавали на обучение. Они росли истинными воинами, чьей единственной семьей была Спарта. И, достигнув взросления, они не сомневаясь, готовы были к любым тяготам и испытаниям. Это было жестоко, однако, давало свои плоды.

Теперь давайте посмотрим на современную школу. Что может найти для себя интересного в математике маленький исследователь истории, или как сумеет себя почувствовать в своей тарелке юный любитель литературы, столкнувшись с законами физики в учебнике, не говоря уже о компьютерных гениях испытывающих просто безграничный шок от необходимости самораскрытия на уроках психологии или как ее иногда называют «Само-Я». Говорят, что до 9 лет ребенок находится в периоде становления его волевой саморегуляции, и лишь позднее он становится в состоянии что-то делать, опираясь не на ХОЧУ, а на НАДО. Однако, даже самые ответственные взрослые вряд ли поспорят с тем, что то что НАДО делать гораздо менее приятно, чем то, что ХОЧУ. Кроме того, найти изюминку в том, к чему принуждают - невозможно.

Как быть? Оставить детей без образования, пусть сидят годами за компьютерами, и остаются неучами? Отнюдь. Помощь в правильном отношении к школе и образованию - это необходимая задача, как для родителей, так и для педагогов и психологов. А какое оно - Правильное?

С психологической точки зрения, способность изучать и успевать в тех предметах, которые никогда не покажутся необходимыми, это аналог той самой Спарты - создание сложно выносимых условий для раскрытия потенциала, для выработки жизненных стратегий. Это развитие произвольной памяти, способность к волевому усилию, и главное - развитие изобретательности… Как лучше запомнить материал, как научиться расслабляться, чтобы не сидеть весь урок раздраженным, как сдать экзамен.Как ВЫЖИТЬ. Здесь есть возможность научиться тому, как достигать успеха, даже если вам всегда говорили, что «Ты неудачник», научиться ставить СВОИ цели, достигать их СВОИМИ средствами, и уметь похвалить себя. Наблюдение за собой в условиях школы дает возможность увидеть как ты будешь поступать в тех или иных жизненных ситуациях: добиваться цели любыми средствами, пытаясь во что бы то ни стало быть лучшим, разумно использовать свои возможности, не сбиваясь с хорошего уровня экономить энергию, чтобы потратить ее там где интереснее, увидев сложность, увильнуть, найдя обходную дорожку или, опустив руки, с отчаянием глядеть на то, как тянет ко дну.

Сложно найти ту самую, собственную цельв обучении, чтобы не срываться, чтобы учеба не казалась каторгой, а была именно учебой, школой, которая готовит к жизни, а не отравляет ее? Может быть не просто, однако возможно, особенно если действуют вместе самые близкие люди - Родители и их Дети. Не напрягая друг друга, не пытаясь друг с другом бороться используя школу как оружие на поражение (ведь можно ударить по маме неуспеваемостью, а можно передавить с контролем), не делая друг другу больно используя саморазрушительное поведение.

В каждом случае свои причины сложностей с принятием подобной стратегии. Однако если Вы и ваш подросток прислушаетесь к себе, поймете, что стоит за отрицанием желания выжить, узнать новое, взять для себя то, что хочется, позаботиться о себе, вам удастся найти тот уникальный путь, который приведет вас к успеху.

Проблемы с внешним видом:

Лишний вес - как быть?!

Лишний вес, злейший враг миллионов девушек и женщин. С ним пытаются бороться бесконечными диетами, пробуют не обращать внимания, с ним пытаются смириться. Кто-то начинает отчаянно отказываться от еды, и доводит себя до истощения, кто-то ночами плачет в подушку, очередной раз взвесившись перед сном, кто-то старается забыть о существовании зеркал, стремясь доказать всему миру и себе в первую очередь, что такова судьба, быть страшной, толстой, никем не любимой (и в первую очередь самой собой). Кто-то знает за собой , что еда захватывает его все больше и больше, однако, он ничего не может с этим сделать, постепенно еще одна плюшка становится тем единственным другом, который не обвиняет в обжорстве, а утешает в трудную минуту, нашептывая « съешь меня, а уж с завтрашнего дня…»

Беда в том, что редко кто пытается задуматься о причинах проблем с едой, что заставляет нас злоупотреблять ею или наоборот отказываться? Как кукла бывает заместителем друга, сестры, матери, так и сладкая булочка может замещать что-то, что не удается получить иным путем.

Вот перед нами малыш: мать может занимаясь неотложными делами забыть его поцеловать, однако точно не забудет покормить , вот повзрослевший ребенок, родители которого все время в разъездах, и приезжая одаривают его игрушками и множеством сладостей. Праздник не может быть веселым без торта, поход в театр без пирожного, а прогулка в парке без мороженого, и «если будешь плохо себя вести - лишим сладкого, сделал уроки - возьми с полки пирожок»…Еда становится мотивом хороших поступков, способом одобрения, поддержки. Кроме того, в восприятии ребенка еда постепенно начинает означать любовь, заботу, внимание. С помощью еды ребенок научается регулировать свое настроение и состояние - тебе тревожно, тебе грустно - сладкое утешит…Будучи взрослым этот ребенок рассматривает еду как источник радости, наслаждения, лекарства от скуки и стресса… Еда перестает быть средством поддержания жизнедеятельности.

В результате искаженных представлений о возможностях организма и о его потребностях, человек смешивает физиологический план с физиологическим. В результате он оказывается в плену убежденности, что можно есть не испытывая чувства голода, и это естественное, оправданное и даже необходимое (с культуральной стороны, ведь какие гости без накрытого стола или кино без поп корна) занятие. Убеждения нельзя изменить диетой, гипнозом, сжигателями жира. Важно разобраться, в чем состоит именно ваша убежденность, развенчать ее, найти способ удовлетворить свою потребность иным способом. Тогда ваша фигура, да и весь ваш организм сможет облегченно вздохнуть.

Правда, говоря о лишнем весе, недостатках в фигуре очень часто обнаруживается, что в нас сидит маленький подсказчик, который иногда путается или смотрит через искаженное зеркало. Это наша Самооценка.

Беда с самооценкой

Лучше промолчу, все равно меня никто не будет слушать…

…А стоит ли идти туда… с моим-то лицом да еще в этой старенькой юбке…

…Да конечно хотелось бы стать лидером, ну не всем же…

…Надо быть лучше ярче смелее, чтобы заметили и не заподозрили, как на самом деле…а вдруг увидят что внутри…

И тут еще…

Опять заболело горло, все тело ломит, невыносимая усталость , головные боли… Что делать? Почему со мной так?

По мнению психологов, существует неразрывная связь между здоровьем физическим и психологическим, одно непременно влияет на другое. Завышенная или заниженная самооценка способна отравить жизнь, заставить остановиться , отказаться от мечты или намеченного плана.

Что стоит за такими нарушениями этого казалось бы должного быть объективным подсказчика? Когда мы рождаемся на свет, мы видим себя через призму родительского взгляда, родственников, друзей, Каждый из них имеет свою историю, свои убеждения. Свое настроение в тот или иной момент. Представьте себе, что мать твердо знает, что внешность для девочки – это не главное, гораздо важнее учиться . учиться и учиться. Ее способ общения с ребенком будет построен на подчеркивании умственных качеств и замалчивании или принижении внешних. Однако, когда девочка окажется в коллективе сверстников, она столкнется с тем, что внешность играет далеко не последнюю роль в установлении отношений. И тогда девочка, не будучи уверенной в своих внешних данных будет искать то зеркало, которое отразив ее, даст ей понимание того, хороша она или нет. Повезет ли ей с этим зеркалом и она сможет раскрыться, поставив под сомнение убеждение которым она жила долгие годы или пугаясь возможной обиды, девочка будет стремиться стать достойной своего представления о себе как о ничего не представляющей из себя девушки наделенной незаурядным умом и блеклой, непримечательной внешностью…

Кроме того, маленький ребенок, сталкивающийся с непонятными ситуациями в семье, например ссоры родителей не в состоянии понять, что он тут не при чем. У маленького ребенка мышление устроено так. Что он все вокруг принимает на свой счет. Таким образом, гнев матери, ссоры, подавленность, происходят, по мнению ребенка именно из-за него. А значит, он очень плох, он делает что-то не так. Самое печальное, что, не зная, что именно не так, малыш начинает что-то менять. Чем усугубляет часто ситуацию, так как ищет вслепую. Родители не понимают, что происходит с ребенком, начинают его ругать, он убеждается, что он очень плох и все его попытки стать лучше бесполезны…

Чтобы выбраться из плена заблуждений, необходимо разбираться. У каждого, в каждом отдельном случае установление самооценки происходит по-разному. За одной проблемой стоят очень разные истории.

Однако понимание причин искажения самооценки не всегда приводит к ее быстрому изменению. Для этого существует ряд приемов позволяющих начать относиться к себе с любовью и уважением. Вот некоторые из них:

1) Коллекционируйте свои успехи, даже самые незначительные

2) Сравнивайте только Себя-сегодняшнего с Собой-вчерашним, а не себя и окружающих

3) Разрешите себе быть несовершенным. Пусть Вы что-то делаете хуже других – никто не вправе ожидать, чтоб Вы всегда были безупречны во всех отношениях

4) Если хочется покритиковать себя, вспомните что негативные мысли можно всегда заменить позитивными, повышающими уверенность в себе

5) Вспоминайте, что внутри вас сидит ребенок, и он хочет, чтобы его иногда побаловали. Найдите способ доставить ему удовольствие

 
Статья Трусовой Натальи Львовны
психолог, специалист службы ProEgo.ru

назад к списку статей

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30