Психологическая консультация  
Контакты Профи

Музыкальная школа без слез

О профессиональном эстетическом образовании детей,

или музыкальная школа без слез…

Впрочем, смею надеяться, что даже ярый сторонник того, что не надо портить детство бесконечным хождением по секциям, также найдет что-то полезное в нашем сегодняшнем разговоре.

А речь мы поведем о профессиональном эстетическом образовании детей. Мы обсудим, как организовать обучение, как правильно выбрать учителя, какие цели поставить перед собой и своим малышом. Я не буду давать вам советы, что предпочесть: музыку, живопись или что-то иное. Но, мы постараемся вместе сформулировать общие принципы и правила, которые необходимо учитывать, на что бы ни пал ваш выбор.

Как поставить перед собой правильную цель

Собираясь отдать сына, дочку или внучат в спортивную, музыкальную или художественную школу, задумайтесь о своих целях и желаниях. Ответьте на вопрос, зачем вы хотите, чтобы малыш рисовал, сидел за шахматной доской или гонял футбольный мяч?

Сделать это необходимо, потому что нередко мы решаем собственные психологические проблемы за счет наших детей. В оправдание нас, взрослых, надо сказать, что происходит это обычно неосознанно. Но явление это весьма распространенное. Порой, стремление непрерывно чему-то учить ребенка, связано с нарушением общения в семье. Родители не знают, как поиграть, поговорить и чем занять своего ребенка. И, однажды, в такую семью приглашают одну, а то и двух нянь. И теперь они целыми днями водят одинокого малыша по кружкам и секциям.

Чтобы избавиться от чувства вины, родители таких горемычных учеников занятия выбирают подороже. Так они пытаются компенсировать деньгами то, что нужно отдавать эмоциями и душевным теплом. Но, поскольку, ни кружки, ни секции не являются лекарством от отсутствия общения, очень скоро это хождение доводит малыша до переутомления. Правда, «бесспорный плюс» здесь заключается в том, что когда такого ребенка-марионетку вечером притаскивают домой, он настолько измотан, что его в самую пору побыстрее положить спать. Таким образом, можно выгадать себе свободный вечерок, избавившись от необходимости играть в кубики и вести беседы.

Другая распространенная обманчивая цель – это самореализация через своих детей. Действительно, родители многих ныне известных спортсменов и музыкантов выкладывались на все сто и жили жизнью своих детей, как своею собственной, мечтая о том моменте, когда их ребенок, наконец, прославит своих бабушку и тетушку. И результаты их стараний теперь улыбаются нам с экранов телевизоров во время олимпиад и трансляций рождественских концертов!

Но у этого стремления есть немало своих подводных камней. Во-первых, горе тому, кого учили, покупали спортивное снаряжение и музыкальные инструменты, у кого часами сидели на уроках и тренировках, а ничего выдающегося из него так и не вышло. Счастье от сопричастности к искусству и спорту, наслаждение прекрасной музыкой и возможностями собственного тела пройдут мимо этого человека. Но на всю жизнь у него сохранится убеждение, что он тот, кто не оправдал надежд своих близких. А, надо признать, приобретение это весьма обременительное.

Члены таких семей больше сосредоточены не на самом предмете и не на достижениях ребенка, а на постоянном сравнении его с другими детьми. А это прямой путь развить у малыша враждебность к окружающим, вместо любви к тому, что он делает. Известно, что жертвой таких родительских терзаний был даже сам Людвиг Ван Бетховен, отцу которого не давала покоя слава вундеркинда Вольфганга Амадея Моцарта. Бетховен, конечно, несмотря ни на что стал исключительно гениальным и известным человеком. Но, только, как доносят до нас исторические источники, не очень счастливым.

Даже, если долгожданный день настал, и ваши усилия, талант малыша и удача принесли свои плоды, то тут вам навстречу из-за угла вашей же души может выйти глубочайшее разочарование. А связано оно с тем, что, положив последние силы, выращивая великого танцора или пианиста, человек подсознательно ждет возвращения своих «вложений» и вознаграждения за труды. Но жизнь устроена так, что каждый ребенок выплачивает такие долги не родителям, а своим детям. И вот в душе такого родителя поселяется тайная обида на несправедливость судьбы, неблагодарность детей и вероломство жен, пришедших на все готовое.

К тому же человек, долгие годы стремившийся воплотить в ребенке то, на что не хватило смелости решиться самому, однажды понимает, что нельзя заставить другого прожить жизнь за тебя. Даже если этот другой твой собственный ребенок! Не спасает это ни от внутренней пустоты, ни от тревоги из-за самонереализованности.

Итак, давайте сделаем наш первый вывод! В основе ваших стремлений должно лежать искреннее желание гармоничного развития ребенка. И, если вы действительно в нем заинтересованы, то, на каком бы занятии вы и ваш малыш не остановили свой выбор, он будет удачным и принесет радость.

Что лучше? Посещать разные занятия или совершенствоваться в чем-то одном?

Возникает вопрос: «Что лучше для ребенка? Посещать разные занятия или совершенствоваться в чем-то одном?» В первом случае взрослые опасаются, не приведет ли частая смена увлечений к поверхностности и непоследовательности. Во втором, тревожит необходимость сделать правильный профессиональный выбор в очень раннем возрасте.

Решить эту дилемму можно, научив ребенка ставить перед собой индивидуальные задачи. Для этого помогайте малышу осознавать и подводить итоги того, что он делает. Например, принял участие в соревнованиях, познакомился с новым музыкальным инструментом, сделал что-то своими руками, нашел новых друзей. Тогда частая смена интересов не превратится в хаос, а станет выстроенной линией индивидуального развития. В то же время, вам будет легче решиться на серьезное профессиональное обучение, будь то музыка, спорт, балет и т.д. Даже если в какой-то момент малыш оставит то, чем он занимается уже несколько лет, это событие не превратится для него в неудачу. Умение формулировать и осознавать собственные задачи поможет не растерять все приобретенное за долгое время, а сложить в «копилку» индивидуальных достижений.

Стоит обратить внимание на сложность целей. Действительно, трудности стимулируют развитие. Но, все-таки, хорошо бы, чтобы они были преодолимы. Как известно, причина пресловутой лени и апатии, на которую так часто жалуются взрослые, кроется в непосильных требованиях, с которыми ребенок не справился. И, в результате он просто залег на диване, отказавшись интересоваться чем бы то ни было вообще.

Если задача слишком высока, ее лучше разбить на несколько более легких. Иначе, она свалится на плечи ребенка тяжелым сундуком комплексов, заронит в сердце неприязнь к самому себе, наденет на глаза очки зависти и опутает руки беспомощностью.

Как выбрать преподавателя?

Недавно друзья рассказали мне историю. Мальчик пришел на урок фигурного катания. Учитель его спрашивает: «Серёжа, а ты почему ничего не делаешь?»

На что малыш отвечает: «Мне мама сказала, что я сюда хожу удовольствие получать, а не делать то, что вы мне тут говорите!»

Подобными наставлениями взрослые, пережившие в детстве неадекватные требования, а порой и грубость преподавателей, пытаются защитить своего ребенка. Конечно, нужно следить за тем, чтобы он не был травмирован! Но нет смысла отправлять малыша на занятия, предварительно посоветовав никого не слушать. Чем разрабатывать тактику спасения от нерадивого преподавателя, лучше выбрать хорошего.

Во-первых, учитель должен быть профессионалом в том, чем он занимается. Не обязательно, чтобы он легко прыгал тройной тулуп или исполнял концерт С. Рахманинова с листа. Но под его руками простая детская пьеса должна зазвучать так, чтобы ее хотелось слушать и слушать, а потом научиться играть ее также прекрасно.

Обязательно, чтобы учитель музыки чувствовал и любил музыку, а преподаватель лепки – скульптуру. Как это ни смешно, но случаи, когда это не так, не являются исключением из правила. Поддавшись давлению родителей, некоторым людям всю жизнь приходится заниматься нелюбимым и неинтересным делом. И тогда ситуация складывается как в анекдоте:

- Вы какую музыку любите?

- Я закончил консерваторию! Я музыку с детства ненавижу!

Преподаватель должен считать себя самореализовавшимся и находящимся на своем месте. «Лауреат всемирных конкурсов в душе», который вместо того, чтобы покорять мировые сцены, вынужден очаровывать «маленьких бездарей» в районном доме творчества, скорее всего, будет склонен срывать на детях свое недовольство собой и своей долей.

Как влияет на развитие ребенка профессиональное эстетическое образование?

Пришла пора обсудить, как влияет профессиональное эстетическое образование на развитие ребенка. Помимо того, что ваш малыш освоит то, что он непосредственно изучает, например, игру в теннис или танец ча-ча-ча, он сможет приобрести бесценные умения и навыки. Многие предметы формируют у детей дополнительные способности. Например, уроки музыки закладывают психофизиологическую базу грамотной речи, восприимчивости к языкам, высокого интеллекта и абстрактного мышления, так необходимого математикам и физикам. Живопись помогает человеку быть внимательным к важным, но недоступным другим людям деталям. Спорт, делая тело ребенка сильным, ловким и выносливым, позволяет и его душе почувствовать себя увереннее.

Подойдя к занятиям ребенка осмысленно, вы поможете ему стать обладателем работоспособности и умения организовывать свое время, формулировать задачи и доводить начатое до конца. Он научится выступать, участвовать в соревнованиях и сдавать экзамены. Он получит возможность общаться с людьми, увлеченными любимым делом, которые откроют ему тайну этой любви.

Соприкосновение с великими произведениями художников, скульпторов, поэтов и композиторов позволит ребенку испытать переданные в них эмоции и сформирует хороший вкус. Оно также приоткроет перед ним завесу бесконечных возможностей человека.

Но помните, что многие профессиональные виды деятельности предполагают статичное положение тела, перенапряжение одной и той же группы мышц и бездействие другой. Так что, чтобы занятия были на пользу малышу, нужно посоветоваться с врачом, о том, как скомпенсировать нагрузку и предотвратить переутомление и нарушения здоровья.

Следите также, чтобы целеустремленность и увлеченность одним делом не приводили к узости интересов и отсутствию общения с детьми и взрослыми.

Кто-то может воскликнуть: «Зачем же лишать человека детства какими-то занятиями?» Но «забирают» и «портят» детство не музыка, танцы, и спорт, а невнимание родных к потребностям ребенка, использование его для решения собственных эмоциональных проблем и избегание общения с ним. Если же вашей целью является гармоничное развитие малыша, вы ставите перед ним адекватные задачи, его окружают талантливые, увлеченные своим делом люди, то он ничего не теряет. Напротив, он находит бесценные подарки для своей личности, эмоций, интеллекта и здоровья. А главное, он получает богатое событиями, яркое и интересное детство.

Статья специалиста службы ProEgo.ru Мелешковой Натальи Олеговны

Статья опубликована в журнале «Педиатрия для родителей» №3 (15), 2008г.

назад к списку статей

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30