Психологическая консультация  
Контакты Профи

О воспитании вежливости

Прежде, чем обучать детей вежливости, давайте разберемся, какой в ней скрыт психологический смысл.

В современном мире мы часто не замечаем окружающих, потому что наша связь с ними опосредована деньгами. Однако за каждой денежной операцией стоят люди, с которыми мы соединены. В изоляции мы погибнем. Поэтому каждому из нас в большей или меньшей степени требуется подтверждение, что нас замечают другие, и наше существование для них не бессмысленно. Нам нужно доказательство, что окружающие ценят нас и то, что мы создаем. Говоря человеку «здравствуйте», «спасибо», или, делая ему комплимент, мы сообщаем: «Я вижу тебя! Ты живешь среди нас! Мне важен результат твоей жизни!»

Вежливость показывает нам структуру и иерархию в группе людей. За привычными ритуалами скрыта информация о том, кто здесь главный, ответственный, подчиненный, кто проявляет заботу, а кто в ней нуждается. Если мы внимательны к канонам вежливости, нам вдруг становится ясно, какие в нашем обществе существуют требования и ожидания от мужчин, женщин, детей, взрослых…

Наконец, вежливость служит для организации общения во времени. Благодаря ей мы понимаем, когда мы начинаем, продолжаем и заканчиваем рабочий день, телефонный разговор, встречу с другом, визит к родным и т.д.

Невозможно всегда быть вежливым. Более того, бывают ситуации, когда полезнее и для себя и для других проявить грубость. Однако, соблюдая правила вежливости в большинстве случаев, мы легче добиваемся своих целей и располагаем к себе людей, говоря им: «Вы мне важны! Я знаю и уважаю ваше и мое место в жизни! Мы одинаково чувствуем, когда нам следует встретиться и расстаться!»

Что создает невежливость

Именно потому, что в правилах вежливости закодирована информация об организации общества и о человеке в нем, их нарушения переживаются очень болезненно. Невежливое поведение – это один из способов проявления агрессии. Оно разрушает представления человека о себе, о мире, о своем значении и месте среди окружающих.

Принятие вежливости

Важно учить детей не только быть вежливыми, но и уметь ее принимать от других.

Когда человек не замечает и не ценит направленное к нему почтение, он сам лишает себя тепла и внимания, которое есть в его жизни. Он отбрасывает то, что по праву ему принадлежит.

Отвержение вежливости переносится людьми не менее тяжело, чем проявление грубости по отношению к ним. К примеру, если мужчина подает женщине пальто, а она говорит, что сама справится, этим она невольно нарушает его представления о себе и о его роли в их взаимодействии.

Распределение вежливости

Чтобы ребенок был вежлив, нам самим необходимо быть почтительными с этим малышом, членами своей семьи и другими людьми. Такое же поведение должно предполагаться и от детей.

У ребят возникают сложности, если мы уважительны только с чужими людьми: соседями, коллегами и д.т., а в поведении с домочадцами не сдержаны. Проблемы появляются и в том случае, когда мы вежливы исключительно в кругу семьи, а к остальным людям враждебны.

Мы столкнемся с агрессией ребенка, требуя вежливости от него, но не от себя. Вместе с тем ребенок должен быть не только наблюдателем и потребителем внимания взрослых, но и проявлять его к людям.

Как полюбить вежливость

Дети легко учатся тому, что замечают, одобряют и ценят их близкие. И напротив, они избегают того, за что их ругают, что ставит их в глупое положение и делает плохими в глазах окружающих.

На детей хорошо влияет, когда кто-то хвалит за вежливость их самих и их мам и пап. К примеру, если учительница или воспитательница в саду обратила внимание на то, что эта девочка или мальчик очень хорошо воспитан, это вдохновит на вежливое поведение и ребенка, и всю его семью.

Нужно напоминать детям правила вежливости. Но если малыш о них забывает, не следует его прилюдно стыдить. Подойдите к нему и тихонечко подскажите, как поступить. Когда же он проявил невоспитанность, и исправить ситуацию уже нельзя, лучше обсудить произошедшее с ним дома один на один.

Выбираем выражения

Когда мы говорим о вежливости важно, как мы это делаем. Это может сделать наши увещевания более или менее эффективными.

Нельзя объяснять правила вежливости в грубой форме. Ситуация парадоксальна, когда мы, не стесняясь в выражениях, требуем почтительности от малыша.

Лучше если в наших объяснениях присутствует положительная, а не отрицательная формулировка. К примеру, мы добьемся большего результата, попросив ребенка: «скажи, пожалуйста, спасибо», чем предостерегая его «не забудь сказать спасибо». Полезнее предложить «давай попрощаемся с воспитательницей», чем упрекнуть «Ты не сказал до свидания!» Используя позитивные послания, мы выступаем в роли помощников, а прибегая к отрицательным, выглядим в глазах детей контролерами и обвинителями. В первом случае малыши захотят с нами сотрудничать, а во втором избежать наших замечаний.

Когда вежливость не получается

Бывают случаи, когда все нюансы воспитания соблюдены, мы следуем правилам распределения вежливости, деликатно объясняем ребенку, как поступать, а он все равно остается маленьким грубияном.

Вероятнее всего, это происходит из-за проблем в том, для чего служит вежливость. Например, ребенок отчего-то не замечает окружающих и их внимания. Из-за травмы или тяжелых переживаний у него бывает нарушено чувство признательности и благодарности. Он может расти в семье, в которой спутаны роли и обязанности, или же у него есть сложности в восприятии временной структуры общения.

Наконец, в некоторых ситуациях ребенок намеренно поступает невежливо. Так он пытается выразить свою агрессию или добиться от окружающих каких-то необходимых ему чувств и реакций. Бывает так же, что он находится в условиях, когда его любимый человек не способен принять его внимание и любовь.

В таких случаях никто не виноват, и нам нужно воздержаться от упреков в адрес ребенка и его родителей. Вежливое поведение появится у него, только когда будет разрешена проблема, которая прячется за его невежливость.
 
Н. О. Мелешкова, магистр психологии
Психологическая служба «ProEgo»

назад к списку статей

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30