Психологическая консультация  
Контакты Профи

"Заколдованная" мама или несколько слов о "материнской пустоте"

Мамы бывают разные. Теплые и любящие, холодные и недоступные, давящие и сверхконтролирующие. А бывают мамы «заколдованные»...
Мама, внутри которой ПУСТОТА.

Как это может выглядеть? Иллюстрация номер один: фильм «Марья искусница» по пьесе Евгения Шварца. Мама, «заколдованная» водяным. Она сидит рядом со своим сыном и повторяет одну и ту же фразу: «что воля что неволя все одно, все одно». Ребенок зовет ее, просит снова его полюбить, приласкать, но женщина не слышит. Иногда она напевает колыбельную своему малышу, не замечая, что он рядом. Она любит ОБРАЗ своего сына, недоступный и далекий. И этот образ совсем не привязан к тому маленькому беззащитному существу, которое находится с ней рядом и так сильно в ней нуждается.

Иллюстрация номер два: рассказ Рэя Бредбери «И все- таки наш…». Ребенок «заколдованный» наукой. Женщина становится матерью здорового ребенка, который перемещен в другое измерение. Для всех, в том числе и для родителей, малыш выглядит как маленькая голубая пирамидка. Несмотря на свой непривычный глазу вид, во всем остальном это обычный ребенок с обычными потребностями, способностями. Он так же смеется, плачет, радуется материнскому лицу. Вот только мать никак не может поверить, что ее ребенок уже родился. Она механически ухаживает за своим сыном, постоянно ожидая, что еще немного- и ей вернут ее СОБСТВЕННОГО ребенка, другого, непохожего на это. А это просто недоразумение, просто нужно подождать…Сперва спокойствие, потом раздражение, гнев , и наконец отчаяние. От неспособности что-то изменить, в ситуации , в себе. Невозможно полюбить того, в чье существование отказываешься верить.

В реальности такие заколдованные мамы тоже встречаются. Это глубоко страдающие женщины. Они не могут принять себя такими пустыми, ненаполненными. Их пугает то, что они ДОЛЖНЫ испытывать любовь к ребенку но не могут себя ЗАСТАВИТЬ его полюбить. Некоторые начинают замещать любовь бесконечной заботой. У них может быть фантазия, что ребенок, о котором хорошо заботятся, не почувствует разницы. Они выполняют все, что должна делать хорошая мама, но это не приводит к результатам. Состояние женщины не меняется, и ребенок, несмотря на все старания, не становится счастливым. Вроде бы у него все есть, хорошая еда, одежда, игрушки, лучшие развлечения, впечатления... а ребенок страдает.

Другие женщины, не справляясь со своей тревогой, уходят из контакта с ребенком, передают заботу о нем папам, бабушкам, а сами страдают от самообвинений и внутреннего одиночества.

Кто заколдовал этих женщин? Или быть может их детей?

После девяти месяцев долгого ожидания происходит два чудесных события: первое - это рождение малыша, второе - это превращение женщины в МАМУ. Однако не все женщины легко проходят процесс перерождения. С одними это происходит мгновенно, другим требуется время, чтобы принять себя в новом обличии, а третьи так и не могут осознать, что в их жизни произошли перемены. Что становится препятствием к этому такому важному для каждой женщины опыту?

Попробуем посмотреть на эту загадку с точки зрения транзактного анализа. Эта система предполагает, что человек имеет три состояния . Первое называется «Родитель» и является суммой всех накопленных убеждений, верований, правил, передаваемых от наших родителей. Второе - «Ребенок» - носитель всего эмоционального багажа с момента рождения. И третее - «Взрослый» - носитель рационального взгляда на текущую ситуацию, способный воспринимать окружающую действительность с позиции «здесь-и-сейчас».

Можно сказать, что внутри каждого из нас живет строгий «Родитель» и маленький «Ребенок». «Родитель» отвечает за наши убеждения и ценности, подсказывает что правильно а что нет, настаивает на том или ином образе мыслей и действий. «Ребенок» отвечает за наши эмоциональные переживания. Он наполняет нашу жизнь, позволяя испытывать радость и печаль, страх и надежду, вдохновение и разочарование. Внутри одних - эти двое хорошо уживаются и дают возможность формироваться «Взрослому», легко ориентирующемуся в текущей ситуации. Такой гармоничный союз дает человеку возможность принимать в жизни решения, не попадая ни под власть ложных убеждений, ни под давление непережитых чувств. Такие мамы очень гармоничны. Они дают детям ощущение устойчивости, дают им возможность развиваться, пробовать свои пути используя весь накапливаемый опыт.

Внутри других – «Родитель» и «Ребенок» находятся в состоянии войны. Если перевес берет система верований «Родителя», тут же может возникнуть отпор упрямого и испуганного «Ребенка». Если «Ребенок» бесстрашно заявит о себе, о своих потребностях проявлять всю гамму чувств, то неминуем ответ «Родителя», наказывающего за неподчинение. Такое поле военных действий приводит человека к ситуации неустойчивости. Его решения будут обусловлены прошлым (в котором имели место сложные болезненные отношения с реальной матерью или отцом), а не нацелены на его успешность в будущем. Он будет сомневаться, страдать. Однако есть вероятность что он будет пробовать, ошибаться, и, набравшись храбрости, снова пробовать. Это обусловлено тем, что обе части – «Ребенок» и «Родитель» наполнены энергией и готовы сражаться. Мамы, внутри которых борятся разные роли, очень неустойчивы, они испытывают к детям гамму чувств, от любви до ненависти. Они страдают от собственной нестабильности, а их дети учатся выживать при таких колебаниях маминого настроения, что, безусловно, в дальнейшем сказывается на их собственных судьбах.

Есть и еще один вариант развития отношений между «Родителем» и «Ребенком». Когда-то живой маленький ребенок получил от своих родителей болезненный урок, который привел к очень сильному страху отвержения. Внутрений «Ребенок» тогда принимает решение, что его способность привязываться, любить, радоваться простым проявлениям жизни никому не нужны и, более того, сильно опасны. Его чувства никогда не получат отклика, и, скорее всего, приведут к новому еще более болезненному опыту отвержения. Сам он, без поддержки, выносить собственный страх, гнев, печаль не в состоянии. Это слишком больно. Тогда «Ребенок» решает забаррикадироваться, похоронить себя при жизни. Сделать так, чтобы не испытывать в своей жизни никаких сильных чувств. В результате, такой человек не будет иметь возможности строить по-настоящему близкие отношения, привязываться, доверять и доверяться. Так «Ребенок» «заколдовывает» сам себя. «Родитель» торжествует и празднует полную победу.

В момент когда у женщины с такой внутренней структурой рождается ребенок, ее собственный внутренний «Ребенок» ненадолго оживает. Ему невероятно сильно хочется ожить, испытать все то, что любому ребенку положено по праву рождения, однако он знает, что это невозможно. И это рождает противоречивые чувства в адрес новорожденного, чувства, которым невозможно дать выход. В свою очередь, это заставляет внутреннего «Ребенка» усилить защиту его могилы, чтобы уже ничто не смогло просочиться через ее стены. Такие мамы знают все, что ДОЛЖНО быть сделано: как ДОЛЖНА себя вести мама, каким ДОЛЖЕН быть хороший ребенок. Однако она не в состоянии почувствовать привязанность к своему малышу. Равно как и неприязнь к нему. Так она становится «заколдованной» мамой.

Сложность ситуации здесь еще и в том, что и «Ребенок» и «Родитель» - это структуры бессознательные. И, не слыша их диалог, мы чаще всего сталкиваемся уже лишь с результатами их противодействия и недоумеваем как такое могло произойти с нами.
 
Специалист службы ProRgo.ru
Трусова Н.Л.

назад к списку статей

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30