Психологическая консультация  
Контакты Профи

Нужен ли ребенку психолог?

Попробуем разобраться в том, в каких ситуациях психолог нужен взрослым, в каких – детям и в каких – всей семье.  Итак, психолог для взрослого, семейный психолог или детский психолог в Петербурге.

1.     Возрастные кризисы или скачки развития.

Ребенок растет и развивается постоянно, но в этом непрерывном процессе есть свои ступени, узловые и конфликтные моменты, когда изменения происходят быстро и требуют большой пластичности как от самого ребенка так и от его окружения. Например, 1 год, 3-4 года, начало школы, подростковый период – важные переходные этапы в жизни детей и их мам и пап. Родители в это время должны особо внимательно относиться к потребностям ребенка, а значит, в чем-то изменять и свои взгляды и способ общения с ребенком.

Что происходит: бывает, что родители не понимают как реагировать на резкие изменения поведения ребенка или реагируют неправильно, продолжая общаться с ним так, как раньше, не учитывая возрастных особенностей и изменений.

Симптомы: агрессия, замкнутость, тревожность. Кроме того, симптомы зависят от возраста. На каждом этапе могут иметь свою специфику.

Как решается: Проблема может решиться за счет работы с родителями, если они начнут понимать и чувствовать, что на этом этапе важно для ребенка. Помощь специалиста может помочь родителям понять, что происходит с ребенком и как на это реагировать, а значит, существенно облегчить прохождение ключевого этапа для обеих сторон.

2.     Развитие по спирали.

Если на одном этапе развития имела место травма или сильная фрустрация, которая не нашла поддержки, то на следующем этапе развития личности она может проявиться через какой-либо симптом или проблему, и, как следствие, разрешиться или закрепиться. К примеру, на раннем этапе сепарации у ребенка не было возможности делать что-то самостоятельно, родители проявляли гиперопеку, «читали мысли», угадывали желания и всегда сами знали, что для малыша хорошо и что ему нужно. В дальнейшем несамостоятельность может проявиться в школе, отразиться на мотивации, успеваемости, в его способности принимать на себя ответственность. Если и на этом этапе проблема закрепляется, а не решается, то в последствии она проявится во взрослой жизни человека – в его отношении с партнером, в карьере и пр.

Что происходит: взросление и развитие ребенка естественным образом связано с расширением поля его деятельности, общения и активности. Ребенок идет в садик, в школу, учится строить отношения с другими детьми и со взрослыми вне семьи. Если дома у ребенка есть постоянный доступ к поддержке, помощи, принятию со стороны родителей, то во внешнем мире, вне дома, ребенок вынужден учиться справляться с разнообразными жизненными трудностями самостоятельно.  Вне дома рядом может не оказаться необходимой поддержки, например, мамы, способной помочь справиться с захлестнувшими чувствами, или просто понимающего взрослого, который может увидеть, что происходит. В идеале запаса маминой любви, чувства безопасности и уверенности должно хватать на то, чтобы разобраться с трудностями прямо на месте, например, в школе. Но ведь не всегда бывает так, как «в идеале».  Кроме того, и дома могут случаться неприятности. Родители заняты своими проблемами, устали, недопоняли, не выслушали.

Симптомы: невыраженные чувства и фрустрация накапливаются и принимают форму симптомов – сильной склонности обижаться, плохого поведения, отсутствия желания учиться, страдающей самооценки, роли «козла отпущения» или «белой вороны» в классе.  И родителям уже не справиться с этим самостоятельно: «Ни уговоры ни увещевания не помогают» и попытки «настроить на положительный лад» не дают результатов. Ребенок уходит все глубже в проблемы, накапливая такой багаж, с которым подходить к подростковому возрасту может быть даже опасно. 

Как решается: необходима работа с эмоциями ребенка, его представлением о себе, своих границах, желаниях, с его самооценкой, пониманием своей роли в отношениях с другими. На этом этапе содействие детского психолога может оказаться весьма полезным. Речь идет именно о со-действии. Такие запросы как «сделайте что-нибудь с моим ребенком и верните мне его послушным\спокойным\отличником», к счастью, совершенно не выполнимы.  Они скорее говорят о тех рамках, в которых родитель воспринимает своего ребенка и может с ним общаться.  Детский психолог может помочь ребенку справляться со своими тревогами, страхами и трудностями лишь в том случае, когда это не вызывает противодействия в семье.

3.     Семейные потрясения – травмы, разводы, смерти.

Что происходит: нехватка поддержки и невозможность выразить и принять чувства. Когда взрослые переживают травму или кризис, то им очень сложно найти в себе силы для поддержки ребенка. Бывает легче закрыть свои собственные переживания и эмоции глубоко внутри, чтобы они не прорывались наружу. Вместе с болью и негативными переживаниями закрытыми оказываются и спонтанность, любовь, принятие. С таким взрослым ребенок оказывается изолирован от чувств

Симптомы: агрессия во вне или аутоагрессия, замкнутость, тревожность, болезненность и др.   

Как решается: Для того чтобы пережить и «переварить» значимое событие на эмоциональном уровне нам требуется время, доступ к собственным чувствам и иногда помощь со стороны. По тем или иным причинам мы можем отказывать себе и другим в этом времени или в чувствах (особенно, если они негативные), и тогда процесс адаптации к новым условиям может усложняться. Поэтому поведение к трудной кризисной ситуации можно сравнить с правилами безопасности в самолете – сначала взрослый должен одеть кислородную маску на себя, а затем – помочь ребенку.

Вера Гьерде,

психолог

назад к списку статей

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30