Психологическая консультация  
Контакты Профи
Это не я, это ты!

Это не я, это ты!

Темы: уверенность в себе, IQ-тесты, интеллект, школьная успеваемость, психологические исследования.

 

 

Нам всем это знакомо: разговаривая с определенным человеком, чувствуешь себя остроумным, веселым, ну просто «душа компании», в то время как, общаясь с кем-то другим, ощущаешь себя безнадежным глупцом, который и двух слов связать не может.

И вам это не показалось. Опыты показывают, что человек чувствует себя гораздо комфортнее с собеседником, который в действительности воспринимает его, как умного.

Это всего лишь один пример того, насколько сильным влиянием на умственные способности обладают социальные факторы.  Эта статья призвана убедить нас, как родителей, учителей и учащихся в том, что умственные способности – это не масса знаний в нашей голове, а, по-словам психолога Джошуа Аронсона, «операции между людьми».

Профессор Университета Нью-Йорка Аронсон лидер в изучении эффекта социальных факторов на успехи в обучении. Вместе с психологом Клаудией Стил он открыл феномен названный «угроза стереотипа». Исследуемая группа – афроамериканские и латиноамериканские студенты. Эта группа студентов воспринимается как слабая с точки зрения успеваемости, т.е. существует социальный стереотип в отношении афроамериканских и латиноамериканских студентов. В ходе исследования выясняется, что студенты этой группы действительно получают худшие оценки, если перед началом теста им напоминают об их этническом происхождении. Если же такого комментария студенты не получают, то результаты теста оказываются существенно выше. Ту же картину исследователи наблюдали и в группе студенток-девушек, обучавшихся на факультетах математики и точных наук.  Им перед тестированием ненавязчиво напоминали о том, что математические способности женщин уступают таковым у мужчин.

"Даже в одиночестве в экзаменационной комнате

мы слышим внутри себя оценивающие, критикующие голоса"

Парные эксперименты в 90-е годы и многочисленные последовавшие на ними исследования показали, что эти студенты показали худшие результаты именно потому, что боялись подтвердить негативное стереотипное восприятие, закрепившееся за студентами их группы.

В 1995 году в статье опубликованной в «Журнале личностной и социальной психологии» Стил и Аронсон показали, что темнокожие студенты сдают тесты так же хорошо, как и белые американские студенты в тех случаях, когда им сообщается, что тест - это всего-навсего лабораторная работа, направленная на решение задачи. Когда же этой группе студентов сообщали, что тест направлен на измерение их умственных способностей, то их результаты были гораздо ниже.  Таким образом, перспектива социальной оценки подавляла способности студентов.

Угрозе стереотипа подвержены не только этнически миноритетные группы. Это видно на примере группы людей в значительной степени уверенных в своих математических способностях -  белые мужчины выпускники математических и инженерных факультетов с прекрасными оценками в дипломах. Эта группа показала худшие результаты в тестах, когда предварительно сообщалось, что «эксперимент направлен на выяснение того, почему студены-азиаты успешнее других студентов в математике».

"Девочки боялись подтвердить эти постулаты,

а у мальчиков был страх им не соответствовать"

Исследование опубликованное в 2013 году в журнале «Обучение и индивидуальные различия» показывает, что ученики старших классов хуже справлялись с тестом на пространственное мышление, если им предварительно говорили, что мужчины лучше решают такие задачи в связи с генетическими различиями полов. Девочки боялись подтвердить эти постулаты, а у мальчиков был страх им не соответствовать.

Всё большее количество литературы на тему стереотипной угрозы показывает, что наши способности всегда социальны по своей природе. Даже в одиночестве в экзаменационной комнате мы слышим внутри себя оценивающие, критикующие голоса. Как существа социальные, мы очень чувствительны к этой оценке.

В 2002 году в исследовании Роя Ф. Бауместера, психолога Государственного Университета Флориды, участникам был предложен IQ-тест с дополнительной короткой личностной характеристикой. Случайно выбранные участники получили фальшивую личностную характеристику, утверждающую, что «люди такого типа, как они, имеют тенденцию к тому, чтобы остаться одинокими к концу жизни».  Затем участникам был предложен ещё один тест. Те, кому было сказано, что они останутся без любви и друзей в будущем, дали меньше правильных ответов, чем в предыдущем тесте.

Снизить выраженность умственных способностей может не только угроза общественной критики, но и угроза физической небезопасности. Мы часто говорим о том, что причина неуспеваемости неблагополучных детей идет из их семей, подразумевая долгосрочное влияние среды. Тем временем, исследования социальных закономерностей умственных способностей показывают, что гораздо более кратковременные аспекты в окружении детей влияют на их успеваемость.

Результаты этих исследований могут существенно повлиять на то, как мы обучаем наших детей. Прежде всего, необходимо заменить обширные единоразовые тесты (такие, как ЕГЭ; вступительные экзамены – прим. перев.) на более ненавязчивые, продолжительные системы оценки, которые дают учителям и родителям более верное представление о способностях ребенка. Нам следует обратить внимание на техники работы с тревогой и техники выработки уверенности.  Нам стоит удостовериться, что социальная атмосфера в школе – это атмосфера тепла и доверия, а не соревновательности и отторжения.

Туповатость, вызванную некомфортной социальной ситуацией, профессор Аронсон называет «условная глупость». Мы же можем использовать это открытие для создания условий для умственного великолепия.

 

Грэй Мэттер, 7.10.12, журнал Нью-Йорк

Перевод: Гьерде В.М. 

назад к списку статей

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30