Психологическая консультация  
Контакты Профи

Родительское программирование и сексуальные нарушения. Екимов М.В.

(Оригинальное название: Некоторые варианты патологического родительского программирования и сексуальные нарушения)
 
 
При психосексуальном развитии (ПСР) ребёнка формируется не только его половая идентификация, половые роли и сексуальные ориентации. Формируется также его глубинное личностно-эмоциональное отношение к сексуальности. Негативные оценки сексуальности родителями, неадекватные реакции родителей на проявления сексуальности ребёнка (на его вопросы, на его телесные исследования и пр.) – всё это может исказить естественное ПСР. В ряде случаев ребёнок получает в отношении сексуальности конкретные варианты «родительского программирования», т.е. такие родительские указания, которые запечетлеваются в психике ребёнка и проявляют себя в его дальнейшей сексуальной жизни. При этом есть программы, которые могут негативно влиять на сексуальность. В процессе работы с различными семейно-сексуальными проблемами, мы выделили следующие варианты патологического родительского программирования.

1. Программа: «Секс страшен или грязен».

В формировании таких установок может иметь место воспитание по типу «запугивания» (особенно у девочек), прямое осуждение секса и негативное к нему отношение. Пример негативных высказываний: «Не задавай глупых (или дурацких) вопросов», когда ребёнок спрашивает о чем-то сексуальном. Сказывается половое воспитание не только по типу «запугивания», но и по типу «замалчивания». Ребёнок знает, что о хороших вещах можно разговаривать, а о плохих не разговаривают. Например, ребёнок видит, что к родителям пришли гости и общаются на разные темы, но они не говорят о сексе и не говорят о посещении туалета. А туалет - это явно грязная тема, после туалета заставляют мыть руки. Значит - и секс грязен. Даже без запугивания, игнорирующее секс воспитание формирует у ребёнка негативизм к сексу.

У девочек негативное отношение к сексу тормозит их психосексуальное развитие. У них будет тормозиться приобретение необходимого чувственного и телесного сексуального опыта [2]. Будет нарушаться формирование механизмов оргазма и эрогенных зон [1]. У них будет подавляться развитие сексуального влечения, возрастёт риск проблем с оргазмом [3], под угрозой будет успешность их обучения взаимодействию и общению с противоположным полом, что создаёт проблемы поиска-удержания партнёра.

У мальчиков установка, что секс страшен и грязен, может приводить к психогенному торможению либидо или эрекции (чтобы не участвовать чём-то страшном и грязном). Это же является частой психологической причиной преждевременной эякуляции. Чтобы побыстрее избавиться от грязной или пугающей ситуации секса, приходится быстро эякулировать [2]. Но если отказ от эрекции лишает мужественности, то при преждевременной эякуляции она сохраняется.

2. Запрет на контакт рук и гениталий.

Установка на «табуирование гениталий» начинает формироваться даже ещё на довербальном этапе, т.е. когда ребенок не понимает речи. Например, ребенок исследует всё своё тело, трогает всё что угодно, кроме гениталий. Ему этого не разрешают. Заботливые родители убирают его руки от половых органов. И ещё не понимая слов, ребёнок уже получает информацию, что гениталии трогать нельзя, что это особые органы, отличные от всех других. Далее эти программы закрепляются вербально: «Не лезь туда руками…, Вынь руки…, Не трогай там …, и пр.». Мы уже говорили, что у девочек эти программы оказываются прочнее [2]. Это связано как с более высокой нормативностью и послушностью девочек, так и с тем, что мальчики нарушают этот запрет при мочеиспускании, когда они касаются члена и убеждаются, что ничего страшного не происходит.

Установка на неприкасаемость к гениталиям приводит к запрету на мастурбацию, что может затруднять получение сензитивного опыта и нарушать ПСР по типу отсутствия эрогенных зон и оргазмического телесного навыка [1,2,3].

А при наличии мастурбации, такая установка может приводить к выбору коитально-неадекватной мастураторной техники, что приводит к нарушению ПСР в виде различных вариантов несостоятельности эрогенных зон [1,2,3]. Возможен ряд вариантов коитально-неадекватной мастурбации: 1)Миотоническая мастурбация, когда тактильной стимуляции нет, триггером оргазма являются мышечные усилия, и эрогенные зоны не формируются; 2)Внегенитальная мастурбация, когда стимулируются некие внегенитальные эрогенные зоны, которые не участвуют в нормативном вагинальном сексе, а генитальные эрогенные зоны не формируются; 3)Генитальная неадекватная мастурбация, когда генитальные эрогенные зоны стимулируются, но метод стимуляции неадекватен естественным партнёрским и коитальным стимулам, формируются эрогенные зоны, которые неадекватны реальным стимулам и не воспринимают их. При этом встречается немануальная стимуляция гениталий: струя душа у женщин, использование предметов, трение членом о постель у мужчин, или мануальная стимуляция гениталий, но особым методом (по типу «трогать не дотрагиваясь») [2,3]. Эти нарушения ПСР приводят к различным сексуальным дисфункциям, но особенно к оргазмическим дисфункциям [2].

Но мастурбация, вопреки указанной программе, может быть и коитально-адекватной. Однако при указанных установках может иметь место негативное отношение к мастурбации. А оно оборачивается борьбой с мастурбацией. Но нельзя бороться с мастурбацией, можно бороться только со своей сексуальностью в целом, подавляя её. И борьба с мастурбацией может приводить к целому спектру искажений ПСР [2] и к соответствующим сексуальным дисфункциям.

3. Программа для мальчиков «Не обижай девочек».

При естественных детских играх и выяснениях отношений нередко возникают взаимные обиды. И когда мальчик обидит девочку, то следуют указания типа: «Не обижай девочек…, Не трогай девочек…, Не связывайся с девчонками…, и пр.». При этом мальчик может возмущаться и говорить, что «она сама первая…, что он не виноват», но его доводы не принимаются.

Но если отец говорит «не связываться с девчонками», то с кем связываться? Если не трогать девчонок, то кого трогать? В этих программах есть практически прямое кодирование на гомосексуальность.

Но если гомосексуальность эти приказы у мальчика всё же не спровоцировали, то «запрет на женщину» и страх перед ней они заронили. Ведь все родительские указания с частицей «не» уберегают детей от опасностей, угроз и чего-то страшного: «Не высовывайся из окна (упадёшь), не перебегай улицу (угроза машин), не суй шпильку в розетку (убьёт током) и пр.». В результате многие мужчины настолько боятся женщин, что избегают их, оставаясь холостяками и живя под защитой мамы. А сойдясь с женщиной, могут испытывать проблемы в сексе из-за имеющегося страха.

Кроме того, в период освоения половых ролей (в стадии половой сегрегации) существуют так называемые «агрессивные ухаживания» [4]. При этом мальчик заигрывает с девочкой и пытается обратить на себя её внимание толкнув, щипнув, дёрнув за косу или выбив портфель. И, по сути, это не агрессия, а первый опыт эротического взаимодействия. Нередко девочки, которых мальчишки подобным образом не задирают и игнорируют, страдают и чувствуют себя отвергнутыми. И запрет на агрессивные ухаживания на этой стадии (не трогай, не обижай), идентичен запрету на ухаживание, на проявление внимания к девочкам, на эротический контакт с противоположным полом (то есть запрет на будущие ласки). У такого мужчины нет фаллических запретов (на половой акт), но есть мануальные запреты (на ласки). Фаллоцентрические сценарии мужчины и дефицит ласк в сексе могут приводить к неудовлетворённости женщины и к сексуальной дисгармонии (мнимая аноргазмия при недостаточной технике секса). Конечно, речь идет о естественных, а не о патологических проявлениях этого периода.

Запрет «не обижай девочек» делает мужчин безоружными и беспомощными перед женщинами при конкуренции или при борьбе за лидерство. Важно заметить, что у девочек такого запрета нет и женщины против мужчин «вооружены». В беспомощности таких мужчин перед женщинами не было бы ничего плохого, если бы многие женщины из-за этого не страдали и не приходили с этой проблемой на приём. Многие женщины хотят видеть мужчин сильными, решительными, не боящимися принимать на себя ответственность, способными руководить ею и иметь над нею определённую власть и заботу (как её отец когда-то). Ведь даже в изначальном выяснении ролей в семье и в борьбе за лидерство женщина не всегда хочет своей победы. Женщина при этом нередко стремится не столько победить мужчину, сколько задать ему определённую планку (уровень) властности и спровоцировать его на проявление своей силы. Но если у неё нет запретов на борьбу с мужчиной, то у него они есть. Он беспомощен и сдаётся, а она воспринимает его не как мужчину, а как слабое и безвольное существо («он не мужчина, он тряпка» и т.д.). Конечно, есть действительно слабые мужчины, но нередко такой «слабый муж» на самом деле на работе держит в руках коллектив из двухсот матёрых шоферов и прекрасно с ними управляется. А всё по тому, что запретов «обидеть мальчика» и страхов перед ними у него не было. Ему в детстве не говорили «не обижай мальчика». Наоборот, ему говорили, чтобы он умел постоять за себя, чтобы мог дать им сдачу. Боязни наказания, если он обидит мальчика, у него нет. А в отношении женщин он боится проявить соперничество, не умеет противостоять им, сдаётся и разочаровывает жену. Такие ситуации в практике работы сексолога встречаются нередко.

Короче говоря, такая программа чревата целым комплексом проблем.

Не надо понимать наши слова, как призыв учить мальчиков обижать девочек. Конечно, нет. Базовой программой должно быть «Не давай себя в обиду, умей постоять за себя», но эта программа «по-разному решается с мальчиками и девочками». Если с мальчиками она решается через силу, то с девочками методы должны быть другими. А вот родительская программа «девочек надо защищать и помогать» влияет позитивно. Если мы кого-то защищаем, то этот кто-то слаб и, соответственно, не страшен. Защита девочек и помощь им исключает развитие страха перед ними.

4. Программа для мальчиков «Не выражай эмоций».

Звучит эта программа в виде указаний: «Чего ревёшь, как девчонка…,Терпи, ты же парень…, Не подавай виду…, Не капризничай, как девчонка…, и пр.». Полоролевые различия и стереотипы мускулинности/фемининности касаются и особенностей эмоционального поведения мужчин и женщин. Женщины считаются более эмоциональными и спонтанными. Им разрешается более ярко выражать свои эмоции. А мужчине предписывается быть более сдержанным и контролирующим себя. В этом вопросе социальные стандарты и воспитательные мероприятия совпадают с биологическими особенностями психики полов. Биология тоже предрасполагает к большей выразительности женского эмоционального поведения. Женщина управляет мужчиной не через физическую силу, а психологически. При этом используется и секс, и такая вещь, как «женский упрёк», и эмоциональные влияния. Чтобы повлиять на мужчину и подвигнуть его на нужную деятельность, у предков человека поведение женщины должно было быть эмоционально демонстративным. Выразительно показывая, что ей холодно, голодно, больно, страшно, одиноко, трудно и так далее, женщина могла «разжалобить» мужчину и добиться того, что ей нужно. То есть, такая психологическая черта личности, как демонстративность, свойственна женщинам по эволюционно-биологическим механизмам. А мужчины могли управлять женщиной, как и другими членами первобытного стада, через физическую силу. Но эти методы цивилизация у мужчин практически отняла и у мальчиков такие попытки (см. выше) пресекаются.

Соответственно, такие половые различия в эмоциональном поведении вполне нормальны. Но всё имеет свои разумные пределы. Некоторые мужчины получают слишком жёсткую родительскую программу «не выражать эмоций, терпеть и быть сдержанным». Эти особенности их психики и поведения чрезмерны. Такая неадекватная безэмоциональность и сдержанность некоторых мужчин оборачиваются проблемами в их партнёрских отношениях. Даже любя свою партнёршу, они не умеют выразить свои чувства. С таким мужчиной женщине не хватает эмоций. Женщина начинает сомневаться, любит ли он её. Даже «понимая это умом», что он её любит, она хочет получить выражение этой любви в его глазах, в его словах, чувствовать в его ласках. Причём не только в тех ласках, которые должны возбудить её сексуально перед половым актом, а в тех, которые выражают внимание, любовь, заботу, их единство и всё то, что может дать тактильный телесный контакт.

И такие ситуации, когда мужчины с перехлёстом усвоили эту родительскую программу и стали чрезмерно сдержанными, встречаются нередко. Это один из вариантов дисгармонии по типу психологической и сексуально-поведенческой дезадаптации. Женщины при этом реально страдают. У женщин нарастает тревога в качестве семьи и неудовлетворённость партнёрством.
 

Литература:

1. Екимов М.В. Эрогенные зоны как аспект психосексуального развития и сексуальных дисфункций. //Ж-л: Сексология и сексопатология. №4. 2003. с.6-8.

2. Екимов М.В. Формы мастурбации, психосексуальное развитие и сексуальные дисфункции. //Ж-л: Сексология и сексопатология. №6. 2003. с.14-21.

3. Екимов М.В. Типология и клинические проявления оргазмических дисфункций. //Ж-л: Сексология и сексопатология. №10. 2003. с.2-11.

4. Исаев.Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. – Л-д.: Медицина, 1986. – 336с.

 
Доцент кафедры сексологии СПб МАПО,
сексолог-консультант М.В.Екимов. 

назад к списку статей

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30