![]() |
||||||||||||
|
![]() |
|
![]() Системный взгляд на компьютерную зависимостьПредположим, что речь идет о компьютерной зависимости. Имеется подросток, желающий всё своё время посвящать игре в компьютерные игры. А вот краткий перечень проблем, часто сопровождающих компьютерную зависимость: конфликты в семье, конфликты или нарушенные отношений в школе, закрепившаяся в классе роль «козла отпущения», «отщепенца», «клоуна» и пр., неуверенность в себе, комплекс неудачника, агрессивность, подавленность, отсутствие других интересов кроме игры. Теперь давайте отойдем и посмотрим на это с другой стороны. Имеется подросток, который желает всё время играть в компьютерные игры. Должно быть, это желание довольно сильное, раз кто-то готов ради него отказываться от других занятий, а иногда и от еды, воды, общения и прочего того, что есть в этом мире. А сильное желание, означает наличие сильной мотивации. Ребенок очень сильно замотивирован на то, чтобы продолжать игру. Значит, что его мотивация чем-то подкрепляется. Ну не способен человек долго заниматься тем, что ему ничего не приносит. Что же приносит игра? Игра, как и некоторые другие увлекательные занятия в жизни состоит из препятствий, которые необходимо преодолеть и вознаграждения за их преодоление. Значит, ребенок умеет, хочет и продолжает преодолевать разные препятствия игры для получения вознаграждения (очков, баллов, следующих жизней, нового оружия и разных волшебных сил, что там ещё предлагается в играх?) Этот ребенок, как минимум, заслуживает признание за то, что он не сдается, а выбирает продолжать преодолевать игровые препятствия. В игре он получает удовольствие от своих достижений, т.е. от приложения некоторых усилий, риска и испытания своих возможностей. В этом ребенок успешен. У него есть ощущение уверенности, которого ему не хватает в его неигровой жизни. Тут есть смысл подумать о том, какие занятия и какие отношения могут позволить ребенку почувствовать себя успешным, знающим, способным к достижениям.
Ещё в игре есть разные уровни и есть стратегия их достижения. В игре нельзя взять и сразу попасть с первого уровня на 18-ый не пройдя постепенно всех их по-очереди. Для достижения следующего уровня надо постараться. Надо методично и терпеливо проходить все препятствия. Терпения и усидчивости игрокам уж точно не занимать! И, самое главное, в игре по правилам есть предсказуемый результат. Иными словами, всё по-честному. Подстрелил монстра – получил 100 баллов, обещание не нарушается.
Только представьте, насколько играющий подросток замотивирован, насколько он ориентирован на успех в игре (т.е. продолжение), как он методичен и усидчив. Он способен действовать согласно своей роли, он прекрасно применяет игровые правила в своей игровой жизни, он способен рисковать, переживать проигрыш, снова рисковать и быть за это вознагражденным. Этот «дармоед», которого «ничего кроме компьютера не интересует» на самом деле активно выбирает то занятие, в котором она чувствует себя уверенным, успешным и может реализовывать свой потенциал. При помощи искреннего интереса, нейтральной некритичной позиции и открытых вопросов вы можете многое узнать об этом подростке. Формулировки вопросов могут изменяться в зависимости от возраста игрока и от «степени запущенности» игровой зависимости, стажа. Вот некоторые ориентиры, которые помогут вам задавать вопросы.
Расскажи, какие правила в этой игре? Какая цель у этой игры, что надо тут сделать? Поэкспериментируйте с этими вопросами, запишите ответы, и вы, возможно, заметите, что соединив точки можно получить цельный рисунок. Вера Гьерде
|
![]() |
![]() |
Создание сайта ![]() |
© 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30 |
|