Психологическая консультация  
Контакты Профи
Системный взгляд на компьютерную зависимость

Системный взгляд на компьютерную зависимость

Предположим, что речь идет о компьютерной зависимости. Имеется подросток, желающий всё своё время посвящать игре в компьютерные игры.

А вот краткий перечень проблем, часто сопровождающих компьютерную зависимость: конфликты в семье,  конфликты или нарушенные отношений в школе,  закрепившаяся в классе роль «козла отпущения», «отщепенца», «клоуна» и пр., неуверенность в себе, комплекс неудачника,  агрессивность, подавленность, отсутствие других интересов кроме игры.

Теперь давайте отойдем и посмотрим на это с другой стороны.

Имеется подросток, который желает всё время играть в компьютерные игры.  Должно быть, это желание довольно сильное, раз кто-то готов ради него отказываться от других занятий, а иногда и от еды, воды, общения и прочего того, что есть в этом мире. А сильное желание, означает наличие сильной мотивации. Ребенок очень сильно замотивирован на то, чтобы продолжать игру. Значит, что его мотивация чем-то подкрепляется. Ну не способен человек долго заниматься тем, что ему ничего не приносит. Что же приносит игра? Игра, как и некоторые другие увлекательные  занятия в жизни состоит из препятствий, которые необходимо преодолеть и вознаграждения за их преодоление. Значит, ребенок умеет, хочет и продолжает преодолевать разные препятствия игры для получения вознаграждения (очков, баллов, следующих жизней, нового оружия и разных волшебных сил, что там ещё предлагается в играх?)  Этот ребенок, как минимум, заслуживает признание за то, что он не сдается, а выбирает продолжать преодолевать игровые препятствия.  В игре он получает удовольствие от своих достижений, т.е. от приложения некоторых усилий, риска и испытания своих возможностей. В этом ребенок успешен. У него есть ощущение уверенности, которого ему не хватает в его неигровой жизни.  Тут есть смысл подумать о том, какие занятия и какие отношения могут позволить ребенку почувствовать себя успешным, знающим, способным к достижениям.


Что ещё есть в игре? В игре есть роль. Во-первых, роль можно снабдить подходящим персонажем, и, зачастую, настроить его особенности и характеристики по своему усмотрению. Персонаж может быть сильным, могучим, красивым, опасным, внушающим трепет и пр. Иными словами таким, каким хотелось бы видеть себя в жизни. Присмотритесь к этому персонажу, познакомьтесь с ним, и, возможно, вы многое узнаете о подростке, который за него играет. Во вторых, находясь в роли, можно применять правила и продвигаться в игре. Роли в играх, как правило, довольно ясные и конкретные. Не исключено, что это именно то, чего ребенку не хватает в его повседневных ролях и правилах. Никто ведь не хочет играть когда правила непонятны и нестабильны! Подумайте, как можно сделать так, чтобы правила в обычной жизни были для ребенка более понятны и предсказуемы.

Ещё в игре есть разные уровни и есть стратегия их достижения. В игре нельзя взять и сразу попасть с первого уровня на 18-ый не пройдя постепенно всех их по-очереди. Для достижения следующего уровня надо постараться. Надо методично и терпеливо проходить все препятствия. Терпения и усидчивости игрокам уж точно не занимать! И, самое главное,  в игре по правилам есть предсказуемый результат.  Иными словами, всё по-честному. Подстрелил монстра – получил 100 баллов, обещание не нарушается.

Только представьте, насколько  играющий подросток замотивирован, насколько он ориентирован на успех в игре (т.е. продолжение), как он методичен и усидчив. Он способен действовать согласно своей роли, он прекрасно применяет игровые правила в своей игровой жизни, он способен рисковать, переживать проигрыш, снова рисковать и быть за это вознагражденным.  Этот «дармоед», которого «ничего кроме компьютера не интересует» на самом деле активно выбирает то занятие, в котором она чувствует себя уверенным, успешным и может реализовывать свой потенциал.
Тут самое время подумать о том, что можно изменить в семье и в отношениях так, чтобы эти потребности ребенка могли быть реализованы.

При помощи искреннего интереса, нейтральной некритичной позиции и открытых вопросов вы можете многое узнать об этом подростке. Формулировки вопросов могут изменяться в зависимости от возраста игрока и от «степени запущенности» игровой зависимости, стажа. Вот некоторые ориентиры, которые помогут вам задавать вопросы.

Расскажи, какие правила в этой игре? Какая цель у этой игры, что надо тут сделать?
Что ты делаешь, чтобы достичь цели игры? Что ты делаешь чтобы получить вознаграждение в игре? В какие моменты тебе хочется сделать перерыв в игре? В какие моменты тебе очень хочется продолжить играть? Какие чувства ты испытываешь, когда получаешь вознаграждение или переходишь на новый уровень игры? Бывает ли что ты испытываешь что-то похожее, когда не играешь? Что это за ситуации? Как ты в них поступаешь? Что ты испытываешь, когда проигрываешь (теряешь игровую жизнь и пр.)? Бывает ли, что ты испытываешь что-то похожее вне игры? Что это за ситуации? Как ты в них поступаешь? Как отличается твое самочувствие когда ты играешь и когда не играешь?

Поэкспериментируйте с этими вопросами, запишите ответы, и вы, возможно, заметите, что соединив точки можно получить цельный рисунок. 

Вера Гьерде

назад к списку статей

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30