Психологическая консультация  
Контакты Профи

Системные расстановки по Берту Хеллингеру

Вот уже несколько лет я слышала о расстановках по Хеллингеру. Друзья и коллеги спрашивали, как я отношусь к расстановкам, бывала ли на группах и провожу ли сама. Я же твердо решила считать их чем-то недостойным меня, человека с высшим психологическим образованием.

Так я хранила верность решению, пока однажды, в надежде скоротать воскресенье, не забрела на одну из таких групп. «Раз уж я теряю здесь время, нужно хотя бы испробывать, что же это такое», - подумала я и обратилась к ведущей с запросом. Ситуация, которую я описала, была многолетней и в моем понимании безнадежной. Мне оставалось только смириться, что она навсегда останется мне «верной подружкой». Однако после того памятного воскресенья я уже ни разу не встретила ее у дверей моей жизни.

Признаюсь, за шесть лет учебы на психологическом факультете и десять работы ни я, ни мне никто такой помощи не оказывал. Я удивилась, до каких семейных секретов, порождающих неприятности, можно добраться всего за одну встречу, причем безопасно для человека и его чувств.

С того дня я увлеклась семейными расстановками и принялась искать информацию о них и их создателе – Берте Хеллингере. Я читала книги и статьи, смотрела видео и общалась с коллегами. Чем больше я узнавала, тем сильнее убеждалась: «Это именно то, чего мне не хватало в работе с людьми, и чем я хочу заниматься».

Несколько слов о Хеллингере

Вся жизнь Берта Хеллингерамне кажется путемк новым видам помощи людям. Онродился 16 декабря 1925 года в Германиив городе Леймен.Изучал философию, теологию, педагогикуи шестнадцать лет проработал в Африке в католической миссии узулусов. После выхода из Ордена Хеллингер стал психоаналитиком. В результате многолетних исследований групповой динамики, первичной терапии, трансактного анализа и разных видов гипнотерапии он создал собственную форму семейных расстановок, применимую в самых разных областях жизни. Например, в психотерапии, бизнесе, медицине, воспитании и пр. Хеллингернаписал более 80 книг, переведенных на 27 языков, включаяарабский, монгольский и китайский.

Будучи уже пожилым 85-летним человеком, он не только проводит обучение в своей школе, но продолжает развитие метода, делая его все глубже и эффективнее. На каждом семинаре он делится с учениками все новыми и новыми открытиями.

Долгая дорога проб, ошибок и наблюдений вывела Хеллингера за границы проблем личности и наградила его возможностями исцеления наших духовных «поломок», связанных с судьбою, предназначением и неподвластными обстоятельствами.

Из разных школ прихотерапии, духовных практик, философии и жизненного опыта он собрал то, что действительно помогает. Все это он облек в такую форму, так расставил акценты и заполнил белые пятна, что связал разрозненные идеи и теории в одну историю о счастье и горе, здоровье и болезни, жизни и смерти. Психологические знания перестали быть мало съедобным компотом из любопытных фактов, а превратились в инструмент в руках мастера. Причем результаты работы этого инструмента не ограничиваются кабинетом, а сохраняются в жизни.

Сейчас я вспоминаю слова моей коллеги и хорошей знакомой: «Наконец-то в психологии появился тот, кто внес те обобщения, которых нам всем так не хватало». Я бы добавила: «Появился тот, кто напоил психологию и многие другие способы обращения с душой человека живою водой».

Концепция Хеллингера

Концепция Хеллингера удивляет простотой. В то же время в ней есть та глубина, мудрость и степень обобщения, которая делает ее применимой в самых разных жизненных ситуациях.

В основе лежит несколько принципов, которые я кратко опишу нашим читателям.

Человек рассматривается не сам по себе, а как часть его семьйной системы. В семье должны соблюдаться правила, нарушение которых приводят к проблемам как в жизни одного человека, так и всей семьи.

Во-первых, из семьи никого нельзя исключать. Если кого-то эмоционально или физически отвергают, в системе образуется пустота, требующая компенсации. Обычно эта амбразура прикрывается самыми слабыми членами системы - детьми. Тогда они неосознанно идентифицируются с исключенными и повторяют их судьбу: попадают в сходные ситуации, заболевают теми же болезнями и даже испытывают те же чувства. Нередко члены семьи относятся к таким заместителям исключенных так же, как относились к самим изгнанникам.

Во-вторых, поток любви должен течь от старших поколений к младшим. Когда он поворачивается вспять, это заканчивается конфликтами, страданиями, болезнями и даже гибелью. Приведу пример из собственной практики. Одна девушка узнала, что у ее мамы четвертая стадия рака. Это открытие оказалось для нее настолько мучительным, что она от всей души пожелала: «Лучше бы это случилось со мной! Лучше бы я умерла вместо нее!» Она захотела принести себя в жертву, чтобы спасти самого дорогого ей человека. Неделю спустя у нее открылся туберкулез.

Возникает вопрос: Стало ли от этого легче маме? Улучшились ли их отношения? Привела ли такая самоотверженная любовь «вспять» к развитию или к умиранию всей семьи?

В-третьих, людям необходимо соблюдать баланс между «давать и брать» Нарушение этого баланса является частой причиной распада отношений. Если в паре один только дает, а другой только берет, или же кто-то жертвует чем-то настолько значимым, что его партнет не может восполнить, то пара обречена. К примеру, отказавшись от материнства, здоровая женщина остается с мужчиной, неспособным иметь детей. Вместе они принимают решение усыновить ребенка из детского дома. Несколько лет спустя этот мужчина, кипя от злости и раздражения, уходит к другой, оставив постаревшую жену с этим приемным мальчиком.

Как выглядит расстановка

В самых общих чертах расскажу, как проводится расстановка. Хотя, признаюсь, сделать это не просто.

Работа идет в группе. Из участников выбирают «заместителей», т.е. тех, кого просят вжиться в роль кого-то или чего-то из поля клиента. Заместители представляют собой не только людей, но и события, явления, и даже вещи. К примеру, в некоторых расстановках требуются заместители жизни, смерти, судьбы, работы, дома, какого-либо решения и т.д.

Определенным образом, расположив их в пространстве, им разрешают прислушаться к своим ощущениям и, поддавшись им, начать медленно двигаться. И тогда в группе вырисовывается картина, поразительно точно отражающая проблему и ситуацию клиента. Становится видно, были ли в семье исключенные, живет ли человек своей жизнью или доделывает что-либо за других, влияют ли на него семейные тайны, готов ли он к будущему, тянется к прошлому и т.д.

Расстановка позволяет не только рассматривать происходящее, но и менять его. Из модели, отражающей семью клиента, исцеление переносится в его внутренний мир, а после и в реальную жизнь.

Как я собралась в Баварию

Роясь в интернете в надежде узнать больше о Берте Хеллингере, я наткнулась на его официальный сайт. Зайдя на страничку, приятно удивилась ее переводу на русский. Прочитала ежемесячный журнал, заглянула на форум… И вдруг обнаружила, что Берт сам проводит обучение расстановкам в его HеllingerSchulе. О том, как я приехала в Баварию учиться семейным расстановкам, что происходило на семинарах, и что случилось со мной, я расскажу нашим читателям в следующей статье.

назад к списку

 
Создание сайта 2opexa © 2006-2009 "ProEgo". Санкт-Петербург. // Тел. (812) 945-60-30